Публикации
Идеи и вдохновение
Всё о продажах
Мода, стиль, тенденции
Хендмейд как бизнес
Материалы и инструменты
История рукоделия
Занимательные истории
Интервью
Хитрости и советы / Lifehack
Мастер-Классы
События
Выставки
Мастер-Классы
Блоги
Новости магазинов
Акции и распродажи
Персональные записи
Сообщество
> Журнал > Мастер-Классы > "гнутые" нитки

"гнутые" нитки

05.10.2013 17:35 Просмотров: 9130 Комментариев: 26
Красивая одежда для Мамы и Дочки (mddr)
Виды творчества: Вязание > Вязание на спицах
Вязание > Машинное вязание
Сложность: низкая
Время работы: 1 час

Обычно я, как и многие мастера, принципиально не использую в своих проектах "вторсырье", будь то распущенная пряжа или распоротая ткань. Если вещь уже была в употреблении - не в моих правилах использовать этот материал снова. Можно только вздохнуть с облегчением, что давно миновали те времена, когда наши мамы и бабушки вынуждены были долгими зимними вечерами распускать старый джемпер или кофту и перевязывать их во что-то еще... Но тут Вы вправе спросить, откуда же тогда у меня взялись эти "гнутые" нитки? (Вы уже догадались, что "гнутыми" или "погнутыми", или "кудрявыми" нитками мы называем пряжу, полученную от роспуска изделия). Все просто - мне пришлось распустить моток шнуровой пряжи. Знаете, такая ниточка, представляющая собой вязаный шнурочек. Зачем? Мне был необходим именно этот оттенок, но совершенно не подходила фактура этой нитки. Зато после роспуска я получила замечательно тоненькую нить искомого оттенка! Только вот она, как и следовало ожидать, оказалась "гнутой"...

 Ну что же, будем распрямлять! Для этого есть несколько способов. Основной принцип всех этих способов - нитки надо на что-то намотать.

Есть вариант, при котором нитки сматывают в пасму, смачивают в допустимо горячей воде и подвешивают с грузом. Предполагается, что пряжа под воздействием горячей воды и груза, высохнув, распрямится. Однако для мотков с приличным метражом такой способ не подходит, ибо у меня никогда не получалось намотать пряжу в пасму так, чтобы внутренние витки были равны по длине внешним... Ну, в общем, кто пробовал, тот поймет.

Второй вариант предлагает нам намотать нитки на стеклянную трехлитровую банку, пластиковую пятилитровую или двухлитровую бутыль и, впоследствии, налить внутрь сосуда горячую воду. Предполагается, что горячая вода воздействует на туго намотанную пряжу как утюг, и пряжа должна распрямиться. По моему опыту, распрямляется только несколько внутренних слоев, прилегающих непосредственно к стенкам сосуда. То есть, опять же, способ подходит для небольших моточков. Но не станете же Вы резать, скажем, 500-метровый отрезок на кусочки по 70-50 метров? Да и насколько горячую воду можно налить в пластик? А со стеклянной банкой, выскользнувшей у меня из рук во время наматывания и потом лопнувшей в ванне во время наливания в нее кипятка, я вообще больше не хочу иметь дела... Во избежания неожиданностей всю намотанную на нее пряжу я предпочла выбросить вместе с банкой.

Но распрямить пряжу как-то надо! Вязание из кудрявой пряжи выглядит неопрятно, да и вязать из нее труднее, она легче путается в процессе. Не стану утверждать, что я первая, кто придумал этот способ, ибо в Патентной палате я его не регистрировала, но мне о нем точно никто не рассказывал, я додумалась сама. И вот теперь делюсь в Вами.

Принцип тот же - наматываем пряжу на основу. Но в качестве основы я использую что-то, к чему можно прикоснуться УТЮГОМ. Горячим утюгом. Иногда я беру для этого подходящую по размерам коробку, иногда толстую книгу большого формата или даже фрагмент какой-нибудь доски (специально припасенные после ремонта образки ламината и стеновых панелей, но подойдут только те, что из материала, напоминающего древесную муку, не пластиковые). Лучше, если эта основа будет белая, но если это книга или доска с покрытием, то во избежание сюрпризов лучше обернуть область намотки обычной белой офисной бумагой.  Итак, намотали (это, пожалуй, самый трудоемкий момент во всем процессе, но не такой уж невыполнимый). Кончик закрепляем в сторонке булавкой или кусочком скотча - в зависимости от основы. Естественно, наматывать на пустую и легкую картонную коробку значительно легче, чем на тяжелый отрезок ламината или панельной доски. Наматывать надо равномерно, без "оврагов" и "бугров", ибо качество намотки напрямую влияет на качество распрямления. Плюс этого способа в том, что здесь нет разницы, 100 метров пряжи Вы хотите распрямить или 500. Ну разве что 500 будете наматывать дольше, но распрямится ВСЯ пряжа одинаково.

Далее. Берем утюг с парогенератором. Ну или, у кого есть, просто парогенератор. Я ставлю утюг на максимальную температуру не зависимо от состава пряжи, ибо на пряжу мы будем воздействовать исключительно горячим паром. И, аккуратно, не касаясь подошвой утюга самой пряжи, хорошенько пропариваем ее со всех сторон. Даем остыть пару минут, еще раз пропариваем и снова оставляем остыть. Обычно это занимает не более пяти минут. Поскольку пряжа изначально была намотана на основу довольно туго, то оптически Вы не заметите разницы. Но когда Вы освободите кончик нитки и отмотаете немного - разница будет очевидна. Сматываем нашу ровненькую пряжу в мотки с помощью моталки или вручную.

 

 

  Если, смотав какое-то количество, Вы вдруг увидите, что попался кудрявый участок нитки, это означает, что Вы недостаточно тщательно пропарили эту сторону, либо толщина намотки была такова, что струя пара не пробилась до основания. Но это совершенно не беда! Ничто не мешает нам снова включить утюг и хорошенько пропарить оставшуюся часть намотки, не забыв потом оставить ее минут на пять, чтобы нитки остыли и подсохли. При этом совсем не обязательно отрывать нить от уже намотанного клубка, даже если Вы мотаете с помощью моталки. Во-первых, можно просто отмотать достаточной длины нить, которая позволит Вам удобно расположить основу с намоткой на рабочем столе и принести сюда же утюг. Во-вторых, Вы можете отцепить моталку от стола и, не снимая мотка с конуса, перенести моталку вместе с основой куда угодно. А потом также водрузить ее обратно и продолжить сматывать нитку.

И вот, сравним первоначальный вариант и окончательный результат. Особо педантичные натуры отметят, что нитка справа все же имеет кое-где небольшие изгибы, оставшиеся от углов коробки, однако, уверяю Вас, в полотне они будут абсолютно не заметны. Теперь эту пряжу можно использовать даже для машинного вязания, полотно из нее будет ровным и аккуратным!

 Надеюсь, что была Вам полезна.

Ваша Модистка.

 

 

Ключевые слова:
Материалы:
основа для намотки, булавка, утюг, устройство для намотки
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Мастер-классы по теме

Митенки "Солнечные" (вязание на спицах)
03.10.2013 Елена Божкова (lenamasterica)
Яркие модные аксессуары не только станут чудесным дополнением к осеннему наряду — это источник прекрасного солнечного настроения даже в непогоду!
Тема закрыта автором
В избранное (68)
05.10.2013 17:39
+4
СоглашусьСообщить модератору

Ирина,использую этот метод уже давно и очень довольна результатом -{#} бысро и надежно !

05.10.2013 17:43
СоглашусьСообщить модератору

да, я вот тоже к нему пришла после проб и ошибок. теперь решила и другим рассказать. это, действительно, быстро, просто и аккуратно по сравнению с остальными описанными способами. есть, конечно, свои "тонкие моменты", как и во всем, собственно. но в целом, для меня он - лучший {#}

Мастерская Рины - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Мастерская Рины
(masterRina)
cообщений: 4181
05.10.2013 17:49
+5
СоглашусьСообщить модератору

Наматываю на конусы от пряжи( кто не знает, в конусах есть отверстия по всей высоте конуса) и ставлю на водяную баню. Помогает{#}

Светлана Михайлова, Магия украшений - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Светлана Михайлова, Магия украшений
cообщений: 1861
05.10.2013 18:44
+3
СоглашусьСообщить модератору
Ой, а я тоже использую водяную баню, друшлак с мотками накрывают крышкой, ставлю на кастрюлю с водой и парятся они минут 10, ну и остывает и сохнет примерно сутки.
Уютная Мастерская (Марина) - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Уютная Мастерская (Марина)
cообщений: 6734
05.10.2013 17:59
+29
СоглашусьСообщить модератору

Есть очень простой способ распрямления - поставьте на огонь чайник, предварительно пропустив нить через верхнее отверстие в носик, из носика вытягиваете нить и сматываете в клубок уже прямую... чайник должен медленно кипеть, при этом воды должно быть налито так, чтоб нитки она не касалась.

И кстати, а что плохого в том, чтоб распустить вещь и сделать ей второе рождение? Конечно, не на продажу, но для себя и домашних еще очень многие ниточки могут пожить в виде других вещей!

05.10.2013 19:23
+1
СоглашусьСообщить модератору

если вещь одевалась "пару раз", и имеет первозданный внешний вид, но, к примеру, стала мала - то да, почему нет? распустить или распороть, использовать для чего-то еще... а если это любимый, но потерявший вид свитер, пусть даже из "совершенно натуральной шерсти", то стоит ли его и себя так мучить. ведь если пряжа потеряла свой вид, стала непривлекательной, побледнела, полиняла или вытянулась - значит, и связанное из нее будет таким же. к тому же, многие фабричные трикотажные вещи имеют швы, то есть детали их не вывязаны, а выкроены, соответственно, при роспуске таких вещей вы получите кучу узлов, что, несомненно, скажется на внешнем виде полотна и затруднит вязание. поэтому я не стала распускать свой любимый, но маловато-староватый свитер, а сшила из него подушку для сидения на полу. а прошлогодние шарфы использовала для утепления сидения стула http://www.livemaster.ru/topic/232235-voprosy-ratsionalnoj-utilizatsii-ili-preobrazhenie-banalnyh-veschej-v-dizajnerskij-eksklyuziv?vr=1&inside=1

Но вязать я предпочитаю исключительно из новой пряжи!

Уютная Мастерская (Марина) - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Уютная Мастерская (Марина)
cообщений: 6734
05.10.2013 19:31
+5
СоглашусьСообщить модератору

а я из таких ниток вяжу детворе носочки и половички на пол, сидушки на стулья))) где узлы тяжело расупустить - отрезаю. Речь не идет о создании новой дизайнерской вещи, но какая-то овца где-то в далекой Австралии лишний раз в шубке походит)))

о роспуске фабричных вещей - я не говорила. но теоретически - и это возможно. за 30 лет вязания - чего я только с пряжей не делала!{#}

Красивая одежда для Мамы и Дочки - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Красивая одежда для Мамы и Дочки
(mddr)
cообщений: 772
05.10.2013 21:09
СоглашусьСообщить модератору

я тоже вяжу давно и долго, и с детства помню, как мама меня усаживала вечерами распускать и сматывать (может, вот они - корни этой неприязни к старым ниткам?). тогда действительно распускалось все, и фабричный тонкий прибалтийский трикотаж, и свалявшийся в монолит мохер... ура, что сегодня лично я для себя такое не считаю нужным. сидушки я больше шью из поролона и гобелена, дачи у нас нет, поэтому половичков тоже некуда приспособить, носочки я вяжу из... я уже говорила {#}

но кто-то по-прежнему распускает трикотажные вещи и успешно применяет полученный материал! вот, собственно, потому я выложила свои изыскания по распрямлению ниток, в надежде, что не только мне пригодится этот способ, кому-то еще он облегчит жизнь.

кстати, овце, поверьте, нравится быть остриженной! {#}

Уютная Мастерская (Марина) - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Уютная Мастерская (Марина)
cообщений: 6734
05.10.2013 21:21
СоглашусьСообщить модератору

ну не знаю.. ни с овцами не общалась, ни сама овцой не была. Просто исхожу из того, что это ее шерстяное состояние - естественное.{#}

Красивая одежда для Мамы и Дочки - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Красивая одежда для Мамы и Дочки
(mddr)
cообщений: 772
05.10.2013 21:34
+7
СоглашусьСообщить модератору

??? не обязательно быть овцой, чтобы знать некоторые элементарные вещи, относящиеся непосредственно к делу, которым ты занимаешься. естественно - это для норки или песца быть в собственной шкуре, но их, как правило, не спрашивают... а овцам, козам и некоторым породам собак (а также другим животным, например, верблюдам), которых периодически стригут или чешут (или, правильнее употребить термин "дерут", ибо пух именно дерут"), необходима эта процедура! скажем, когда у козы "созревает" пух и его пора "драть", коза начинает почесываться обо все, что попадется, стремясь избавиться от лишней шубы и оставляя при этом клочки пуха. под опытными руками она сравнительно быстро и, что важно, почти безболезненно избавляется от лишнего пуха, так нужного нам, людям. "почти" - потому, что ведь когда мы расчесываем собственные волосы, это иногда бывает слегка болезненно, но в целом, приятно {#} впрочем, мы отклонились от темы, у меня ведь не сельскохозяйственная статья, и не из области материаловедения, а всего лишь о способах распрямления пряжи...

Аннушка вышивка - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Аннушка вышивка
cообщений: 884
07.10.2013 23:49
+2
СоглашусьСообщить модератору
Я спонтанно связала свитер отцу - самые разные остатки брала, даже старую мохеровую мамину беретку распустила.. Получился теплый, мягкий и душевный, длинный и с высоким воротом, весь в разную полоскуimage Папа очень его любилimage А потом его украли...(((, видно понравился....(
Лилия Томаш - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Лилия Томаш
(LiliaTomash)
cообщений: 1
06.10.2013 11:31
+1
СоглашусьСообщить модератору
Я тоже так делаю
Аннушка вышивка - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Аннушка вышивка
cообщений: 884
07.10.2013 23:43
+1
СоглашусьСообщить модератору
Точно также делала, брала высокий чайник. Считаю самый действенный метод, а всякие намотки на картонные носители неэффективны ((
Rimma71 Вяжу для Вас! - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Rimma71 Вяжу для Вас!
cообщений: 402
05.10.2013 18:00
СоглашусьСообщить модератору

Пока писала, Марина привела этот способ))))

Только при таком способе надо быть аккуратной и осторожной, так во время всей работы чайник должен кипеть.

Яркий клубок Светланы Нудельман - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Яркий клубок Светланы Нудельман
cообщений: 376
05.10.2013 18:03
+1
СоглашусьСообщить модератору

Да-да! Отличный способ! Пользуюсь им. Наматывать можно прямо на гладильную доску! А отпаривать через мокрую тряпку. Но суть не менятеся. Намного удобнее и проще, чем в пасме с отвесом. Обычно делаю вечером и оставляю до утра отдохнуть и просохнуть после пара.

Магазинчик Шарфеи - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Магазинчик Шарфеи
(Morga)
cообщений: 1758
05.10.2013 18:46
+3
СоглашусьСообщить модератору

Бабушка много распускала для вышивки. Туго мотали на клубок, потом клубки в друшлаг, его в кастрюлю с кипящей водой под крышку, после пропаривания сушили на горячей батарее. Распрямлялось всё.

Красивая одежда для Мамы и Дочки - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Красивая одежда для Мамы и Дочки
(mddr)
cообщений: 772
05.10.2013 19:12
+1
СоглашусьСообщить модератору

но разве этот способ с водяной баней не делает нитки влажными? разве клубки не надо размотать для просушки и потом снова смотать? а при способе с утюгом нитки сразу готовы к использованию, сушить их не надо.

Лада Москва - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Лада Москва
cообщений: 628
05.10.2013 19:37
+4
СоглашусьСообщить модератору
Раньше еще пропускали нитку через ручки кастрюльки и перематывали над паром,нитки не успевали стать влажными ,но при этом распрямлялись.Это проще чем гладить утюгом.
Красивая одежда для Мамы и Дочки - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Красивая одежда для Мамы и Дочки
(mddr)
cообщений: 772
05.10.2013 21:13
+2
СоглашусьСообщить модератору

ну не знаю, насчет проще... это примерно так же, как и с чайником? но кастрюлька же кипит, а ты тут с моталкой, один неверный резкий рывок и либо нитка в воду, либо кипяток на пол (ладно, если не на ноги {#}). нее, я для такого экстрима, видимо, сильно неуклюжая {#}мне проще утюгом, да и при наличии вездесущего малыша в доме, так безопаснее, я считаю {#} но все на любителя, кто как привык... просто если кто еще не успел привыкнуть и только задумывается, как бы это сделать (ну ведь есть же и новички в нашем деле!) - так вот эта заметка для них! {#}

Лариса (LARIMIX) - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Лариса (LARIMIX)
cообщений: 628
05.10.2013 21:14
+1
СоглашусьСообщить модератору

У меня опыт вязания из распущенной пряжи с 70-ых годов. И я делаю проще (писала об этом и в своей книге): верхний слой клубка пряжи увлажняю и вяжу влажной.

В руках нить выпрямляется. Проверено многолетним опытом...{#}

Красивая одежда для Мамы и Дочки - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Красивая одежда для Мамы и Дочки
(mddr)
cообщений: 772
05.10.2013 21:48
+1
СоглашусьСообщить модератору

то есть Вы вяжете ВЛАЖНУЮ нить? как технолог, рискну предположить, что во влажном состоянии некоторые разновидности пряжи могут повести себя не совсем так, как в сухом, что может сказаться на качестве полотна... нас учили, что одна и та же пряжа, одинаковая по химическому составу, по структуре нити, окрашенная разными красителями, имеет разные физические свойства! что уж говорить о влажном и сухом состоянии. некоторые материалы, например, вискоза, во влажном состоянии крайне непрочны, рвутся от малейшего натяжения. другие сильнее тянутся, нежели в сухом виде, а высохнув, "сбегаются", принимая свои первоначальные размеры. учитывая все это, по моему мнению, для вязания на машине такую пряжу я бы не рискнула применить! не говоря уже о потенциальном вреде для машины от влажных ниток. да и руками, это, наверное, не очень приятно...

впрочем, это лично мое мнение, это к вопросу о "проще" и "удобнее".

Лариса (LARIMIX) - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Лариса (LARIMIX)
cообщений: 628
05.10.2013 23:49
+3
СоглашусьСообщить модератору

Я не думаю, что старая пряжа, прошедшая через кипячение или глажку будет отличаться структурой от просто увлаженной пряжи. Этот способ проверенный, щадящий и о-о-чень простой!

Красивая одежда для Мамы и Дочки - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Красивая одежда для Мамы и Дочки
(mddr)
cообщений: 772
06.10.2013 15:06
СоглашусьСообщить модератору

не буду спорить, поскольку сама пряжу не кипятила, не парила на бане и не увлажняла. честно сказать, об увлажнении и вязании из влажной пряжи вообще услышала впервые, даже не представляла, что и такое можно придумать...

способы, которые были лично мной проверены, я описала, и сравнение делала на основе личных выводов. собственно, этих способов может существовать великое множество, кому что нравится. я рассказала о том, который нравится мне. и, как видно из обсуждений, не мне одной {#}

Елена Зыкова-Приходько - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Елена Зыкова-Приходько
cообщений: 83
06.10.2013 23:56
+2
СоглашусьСообщить модератору

Молчала-молчала... И не выдержала... Есть еще один весьма распрстраненный девайс- пароварка. Клубки закидываются в нее на 5-10 минут, перематываются на дргую сторону клубка и процедура повторяется. Пряжа становится пушистой, "набухшей". Вязать из такой нити- одно удовольствие при условии, что вы собираетесь ее использовать в бижайшее время. Хлопок и вискоза распрямляются без всяких пропарок- пара дней в тугом клубке и все- можно творить.

Это, конечно, личное дело каждого из какой пряжи вязать. Но у меня самые интересные вещи получаются как раз из таких "мусорных" клубков. Какие-то они более живые что ли...Конечно, для полноценной вещи в один цвет надо подумать... Но интарсии, печворк, жаккарды- почему нет?

Красивая одежда для Мамы и Дочки - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Красивая одежда для Мамы и Дочки
(mddr)
cообщений: 772
07.10.2013 12:19
СоглашусьСообщить модератору

Пароварка электрическая имеется ввиду? или также, как сито над кастрюлей? хотя, принцип, наверное, тот же... Вот видите, сколько мы тут еще всяких способов наобсуждали! {#} да, после пара нитка просто прелесть, я тоже, когда утюгом парю, стараюсь не касаться пряжи, иначе можно ее сплющить, а горячий пар ее "растопыривает" изнутри, потому она и распрямляется. в моем случае это был тонюсенький акрил.

ну, прям так "мусорными" я бы не стала называть клубки, в конце концов, я сама всегда ратую за рециклинг, но... {#} ничего с собой не могу поделать - отдельно от всех мотков стоит целая коробка "вторичной" пряжи, накопившейся еще в "те" времена... Иногда, правда, беру оттуда какой-нибудь клубочек, в основном на какие-то домашние декоративки, вышывочки небольшие, на "зачин" на машине... и все. ну, если кукле что связать. а "серьезные" вещи, даже мелочь, хоть для себя, хоть на заказ - все до последнего стежка только новье!

кстати, выбросить ту коробку со "старыми" нитками у меня рука не поднимается, все перепрятываю ее с места на место. за это муж называет меня "гарбовцем с мотком веревочек, непригодных к употреблению" (есть такой старый анекдот) {#}

Красивая одежда для Мамы и Дочки - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
Красивая одежда для Мамы и Дочки
(mddr)
cообщений: 772
08.10.2013 09:52
+1
СоглашусьСообщить модератору

ну что же, друзья, подводя итог, можно с уверенностью подтвердить старую истину - сколько людей, столько и мнений. кому какой способ привычнее, тот он и считает лучшим... однако давайте не будем отказывать в праве на существование и другим способам. в конце концов, в основе всех их лежит один принцип - обработка горячим паром, а уж каким манером, каждый выбрал для себя свой вариант.

благодарю всех за участие, дискуссия получилась очень оживленной и результативной, мы кроме непосредственно технологии распрямления обсудили еще и тему вторичной переработки{#}.

надеюсь, наше обсуждение поможет кому-то, кто раньше не сталкивался с такой проблемой, из всего перечисленного выбрать свой способ для распрямления "гнутых" ниток {#}



Источник: http://www.livemaster.ru/topic/433855-gnutye-nitki