Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Домики старой Москвы
Форум Союза Возрождения Родословных Традиций > РЕГИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ, ИСТОРИЯ > Москва
Kaaskop
ДОМИКИ СТАРОЙ МОСКВЫ

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,



Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?



Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,



Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор...
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!



Домики с знаком породы
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды,-
Грузные, в шесть этажей.



Домовладельцы - их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.



М. Цветаева
Nathalie
Kaaskop
Спасибо за замечательные иллюстрации к любимому стихотворению!
Kaaskop
Не за чтоsmile.gif

Я в Москве бываю довольно редко - где-то раз в год.Жаль, конечно. Но тем сильнее бросаются в глаза все московские изменения.
Исчезает старая Москва. Уходит ее дух. А на смену приходит новодел, в лучшем случае, хорошо стилизованный под конец 19-начало 20 века. Все более или менее сохранившиеся особнячки, да и просто интересные в архитектурном отношении здания, так завешаны рекламными щитами и пестрыми вывесками, что трудно разобрать - а что собственно под всем этим находится.
Арбатские переулки, пожалуй, одно из немногих мест в Москве, где сохранились "домики старой Москвы", стоя перед которыми, переносишься минимум на 100 лет назад. В 1905г. И.Бунин писал: "Здесь, в переулках за Арбатом, совсем особый город..."
Поэтому, будучи неделю назад в Москве, я и решила пройтись по арбатским переулкам с фотоаппаратом и поснимать "московские домики". По крайней мере, то, что осталось.
Ну а всем желающим предлагаю ко мне присоединитьсяsmile.gif
Бибиков Валерий
Очень хорошая тема, может благодаря ей хоть фотографии останутся. sad.gif
Kaaskop
Вы знаете, к примеру, что в Москве до сих пор сохранилось около 150 памятников деревянной архитектуры?

Один из них (первая фотография в моем первом сообщении)- дом Пороховщикова (Староконюшенный переулок,36).
Лет 300-350 назад на этом месте стояли домишки дворцовой Конюшенной слободы. В конце XVII-го века на Девичьем поле появилась Новая Конюшенная слобода - и прежняя стала называться Старой. Имя перешло к переулку.



Сооружение на старых фундаментах более 130 лет назад было выкуплено и кардинально перестроено известным предпринимателем и меценатом Пороховщиковым. Широту его вкусов характеризуют хотя бы такие детали. Он построил на Никольской авангардный гостинично-ресторанный комплекс "Славянский базар", устроив над обеденным залом диковинку - стеклянный купол.
Созданный по проекту архитектора Гуна дом стал настоящим музеем под открытым небом: детали резного декора крылечек, наличников, кокошников срисовывались с лучших образцов провинции.
Этот дом для своего времени( 1871г.)выглядел столь неожиданно, что, невзирая на скромные размеры постройки, журнал “Зодчий” посвятил ей несколько страниц, особенно отметив всех поставщиков.

“Парадная лестница, кабинет, зал, гостиная, столовая и комнаты для прислуги, находящиеся внизу, в подвальном этаже, отапливаются духовыми печами; детские и спальня — голландскими. Во всех комнатах для проветривания воздуха при печах сделаны вытяжные каналы. В доме проведена вода, устроены ванная комната и ватерклозеты: два вверху и один внизу для прислуги”.

“Национальный” декор дома Пороховщикова так поразил воображение редакции, что после имен архитектора и подрядчика был указан и мастер, взявшийся за исполнение сложной резьбы по дереву: Иван Алексеевич Колпаков, “у Яузской части, в Фурман-ном переулке, дом г-жи Коробовой”.

Украшенный деревянным кружевом макет Дома побывал на Всемирной выставке в Париже и привез почетную премию. С начала минувшего века Дом служил благотворительности: здесь бесплатно лечили, учили, давали концерты...

А еще этот дом известен прецедентом времен перестройки - актер А.Пороховщиков сумел вернуть себе родовое гнездо в Староконюшенном. Благодаря Ю.Лужкову и Святославу Федорову он получил дом своих предков в аренду на 49 лет.

К концу XX века дом обветшал и пришел в аварийное состояние.
В результате проведенной реставрации усилиями А. Пороховщикова и Правительства Москвы "Дом Пороховщикова" восстановлен в своем историческом виде.
SD
Очень понравилось!
Kaaskop
Тогда я продолжаюsmile.gif

Теперь речь пойдет о доме-ларце, находящемся в Гагаринском переулке 2/5. Это вторая фотография в моем первом посте - красный, хорошо отреставрированный особняк с резными колоннами.
А вот общий вид на пересечение Гагаринского переулка с Гоголевским бульваром. Дом стоит первым по левой стороне.



Квартал от Гоголевского бульвара до Нащокинского переулка в XVIII в. был занят большой усадьбой светлейшего князя П. В. Лопухина. Сам же Гоголевский бульвар до 1924 назывался Пречистенским. Он связывает площадь Пречистенские ворота с Арбатской площадью.

Красный особняк был построен в начале 19 веке. Замечателен он тем, что в 1939 году в нем поселился архитектор храма Христа Спасителя К.А. Тон. Константин Андреевич жил здесь вéсь период строительства храма.
Дом этот архитектор снимал, но впоследствии сделал проект его архитектурно-художественного убранства, украсив резными белокаменными наличниками, колонками, “венецианскими” окнами и пр.
Сказочное сооружение-ларец, как две капли воды похожее на Оружейную палату Московского Кремля, с анфиладой залов вдоль переулка стал одной из достопримечательностей Москвы. Здание имеет два охранных статуса — памятника истории и памятника архитектуры.

В конце 1920-х гг. здесь квартировал педагог С. Т. Шацкий. По непроверенной информации в 40-х годах XX века особняк занимала семья Василия Сталина.

В 1997 году дом Константина Тона был поставлен на реставрацию. Однако вместо реставрации был начат начал поэтапный снос здания. Была снесена западная стена сооружения и восточные стены, разобраны кровли, обрушены перекрытия.

"Нельзя допустить, чтобы на наших глазах рядом с бетонной подделкой под Тона было совершено очередное преступление против русской культуры — стерт с лица земли подлинный “живой” еще дом-ларец великого зодчего,"- писал в 1997 г. архитектор Владимир Кушнер.
Так что, боюсь, что большая часть того, что мы можем видеть сейчас, новоделsad.gif Сведений о том, был ли остановлен снос здания и каким образом проведена реконструкция, к сожалению, найти не удалось.
Dmitry Kudinov
Вот здесь ещё много интересного про старые московские домики:
http://zabyg17.livejournal.com/102859.html
Kaaskop
А теперь пройдемся по Сивцеву Вражку.
Дом 27 привлек мое внимание своим исключительно романтическим обликом( третье фото в первом сообщении). Всегда испытывала слабость к домам с мезонином.smile.gif
Жаль, что сейчас осень - деревья стоят голые. А вот летом дом наверняка утопает в зелени.
А вот так он выглядел 40 с лишним лет назад.

Бибиков Валерий
Пришел сейчас с другой темы сюда, отдохнуть.
SD
Цитата(Бибиков В.)
Пришел сейчас с другой темы сюда, отдохнуть.

Подписываюсь!
Kaaskop
Очень радаsmile.gif

Продолжаю...

Этот ампирный особняк с мезонином в три окна был построен в 1820-х годах, затем неоднократно перестраивался. Является памятником истории и архитектуры.
Дает представление о распространённом виде застройки в районе Арбата в посленаполеоновское время. Остальная историческая застройка Сивцева Вражка практически полностью утрачена.

Кстати, а сам переулок был так назван в 17 веке по протекавшей здесь в овраге речке Сивке, притоку р. Черторыя, впадающего в р. Москву. В начале 19 века р. Сивка была заключена в трубу.
Kaaskop
Вообще, этот дом сохранился только благодаря тому, что в нем проживал А. И. Герцен.

Этот одноэтажный особняк в три окна с мезонином был куплен отцом Герцена в 1839 году у братьев Павла и Алексея Тучковых – дом так и назывался – “тучковский”.
В нём Герцен жил в 1843 – 1846 годах; его кабинет в мезонине был свидетелем встреч с Н.П. Огарёвым, М.С. Щепкиным, В.Г. Белинским, В. Боткиным, И.С. Тургеневым, П.Я. Чаадаевым, В.А. Сологубом и многими другими литераторами, учёными, артистами.
В этом доме были написаны такие известные произведения Герцена, как повесть “Кто виноват?”, “Записки доктора Крупова”, “Сорока-воровка”, а также “Письма об изучении природы”.
После отъезда Герцена за рубеж дом, перешедший во владение Е.И. Герцена (брата писателя), подвергся значительным перестройкам и со временем совершенно изменил свой вид. В 1863 году новой владелице дома надворной советнице Л.П. Цветковой было разрешено сделать к нему пристройку со стороны двора; её преемница, Т.А. Лопухина также произвела значительные изменения во внешнем облике дома.
Благодаря усилиям литературной и научной интеллигенции этот особняк превратился в музей Александра Ивановича Герцена, открытый в день его рождения 6 апреля 1976 года.
Это единственный в России музей, посвященный деятельности русского писателя и мыслителя Александра Ивановича Герцена
Kaaskop
А еще дом дает представление о том, как могло выглядеть «Общежитие имени монаха Бертольда Шварца», фигурирующее в романе «Двенадцать стульев». По сюжету оно находилось в доме с мезонином в Сивцевом Вражке.

" Выехали на Арбатскую площадь, проехали по Пречистенскому бульвару и, свернув направо, остановились на Сивцевом Вражке.
- Что это за дом?-спросил Ипполит Матвеевич.
Остап посмотрел на розовый домик с мезонином и ответил:
- Общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца."
Kaaskop
Ну уж и напоследок, чтобы закончить тему Герценского дома...

Думаю, что большинство, как и я, "проходили" Герцена в школе. Именно "проходили", а не изучали. Знаю точно, что читала его "Сороку-воровку". Ну и еще помню, что "декабристы разбудили Герцена". Белинский, если не ошибаюсь.
Вот, пожалуй, и все.sad.gif

А ведь у него есть и такое:
"Кажется, будто жизнь людей обыкновенных однообразна, - это только кажется: ничего на свете нет оригинальнее и разнообразнее биографий неизвестных людей,
особенно там, где нет двух человек, связанных одной общей идеей, где всякий молодец развивается на свой образец, без задней мысли - куда вынесет!
Если б можно было, я составил бы биографический словарь, по азбучному порядку,
всех, например, бреющих бороду, сначала; для краткости можно бы выпустить
жизнеописания ученых, литераторов, художников, отличившихся воинов,
государственных людей, вообще людей, занятых общими интересами: их жизнь
однообразна, скучна; успехи, таланты, гонения, рукоплескания, кабинетная
жизнь или жизнь вне дома, смерть на полдороге, бедность в старости, -
ничего своего, а все принадлежащее эпохе. Вот поэтому-то- я нисколько не
избегаю биографических отступлений: они раскрывают всю роскошь мироздания.
Желающий может пропускать эти эпизоды, но с тем вместе он пропустит и
повесть."
Так начинается его повесть "Кто виноват?"

Ну и еще одна цитатка на злобу дня(вчерашнегоsmile.gif, так сказать:
"Как мало можно взять логикой, когда человек не хочет убедиться" (А.И.Герцен).

Пошла изучать Герценаsmile.gif 8)
Kaaskop
Ну а теперь вернемся обратно в Гагаринский переулок. Под номером 11, в окружении небольшого садика, стоит одноэтажный особнячок , известный также как "Дом с горгульями"( четвертое фото в первом посте).

Для непосвященных:
Горгулья — это драконовидная змея, обитавшая во Франции, в реке Сене. Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки, и затопляя дома. Святой Роман, архиепископ Руана, заманил её, усмирил с помощью креста и отвёл в город, где её убили горожане.
Мы же горгулью именуем по простому, химеройsmile.gif



На моей фотографии они не очень видны, т.к. я их , честно говоря, и не заметилаsmile.gifsmile.gif

К сожалению, сведений об этом доме чрезвычайно мало. Так что, если кому-нибудь что-то попадется -пишите.

По словам Романюка,причудливый декор появился в 1895 г., когда Н. Г. Фадеев, много строивший в Москве на рубеже веков, переделал для себя более старое здание.
А в 1920-1930-ый годах бывшее жилище архитектора называлось 10-м домом Наркоминдела - он предоставлялся иностранным дипломатам.

Но у этого дома есть еще одна любопытная деталь....
SD
И...?
Kaaskop
Вот эта:




Аттрибутика вольных каменщиков. Как и почему треугольник, мастерок, кирка и т.д. оказались на фронтоне особняка в Гагаринском, затрудняюсь сказать. ИНформации найти не удалось. Может раньше здесь была массонская ложа?
Если кто будет в ЦИАМе, посмотрите, кому принадлежал дом до 1895 года. Может так удастся найти разгадкуsmile.gif
Kaaskop
В таком неказистом домишке( по крайней мере, сейчас) жил и работал Л.Н. Толстой. Дом находится на Сивцевом Вражке под номером 34.( последнее фото в первом посте).



Был построен в 1833 году на месте сада большой усадьбы. В 1838-ом он принадлежал корнетше Варваре Александровне Толстой.
В конце 1850 года особняк снял у его новой владелицы, титулярной советницы Е.А. Ивановой, двадцатидвухлетний Л.Н. Толстой. Он приехал в Москву по различным имущественным и семейным делам. Толстой остановился сначала в гостинице Шевалье в Камергерском переулке, а потом нанял квартиру из пяти небольших комнат в Сивцевом.

Здесь рождается замысел “Истории вчерашнего дня” - первой повести Толстого. Реалии “Истории вчерашнего дня” - это реалии Москвы и Сивцева Вражка, описанные в конкретный день 24 января 1851 года.

В начале декабря Толстой приступил к работе над не дошедшей до нас “Повестью из цыганского быта”. Воспоминания о яснополянском доме, шумном и пёстром в дни, когда его заполняют цыгане, его увлечение цыганским пением, пример брата Сергея, влюбившегося в цыганку, - дают толчок для написания этой повести.

Арбат с его переулками, особнячками, церквами прочно войдёт в сочинения Толстого, а реальные лица , ставшие прототипами, породнятся с их художественными воплощениями.

В “Юности” видим Арбат глазами героя повести:
“…тянулись какие-то возы… и два рабочие-каменщика, разговаривая, прошли по тротуару. Пройдя шагов тысячу, стали попадаться люди и женщины, шедшие с корзинками на рынок ;бочки, едущие за водой; на перекрёсток вышел пирожник; открылась одна калашная, и у Арбатских ворот попался извозчик, старичок, спавший, покачиваясь, на своих калиберных, облезлых, голубоватеньких и заплатанных дрожках”.

Обстановка “маленькой квартиры на Сивцевом Вражке”, где Толстой прожил несколько месяцев, перенесена в роман “Война и мир”:
сюда вместе с матерью и Соней он поселит вернувшегося с войны обедневшего Николая Ростова.
Сюда, к Ростовым, несмотря на нежелание Николая, приедет на свидание с графиней княжна Марья, и Толстой воссоздаст некоторые приметы более чем скромного их (и своего) жилища: “Николай первый встретил её, так как к графине можно было проходить только через его комнату…Когда княжна выходила от графини, Николай опять встретил её и особенно торжественно и сухо проводил до передней.”

Информация взята отсюда http://luls.narod.ru/pro/sivcev.htm

Дом охраняется госудраством, висит мемориальная доска. Но состояние его оставляет желать лучшегоsad.gif
Dmitry Kudinov
Елена, действительно, в доме 11 в Гагаринском переулке находилась ложа.
Где-то я ещё масонскую символику на домах видел, не помню, где...
Kaaskop
А дополнительной информации нет? Кто возглавлял, когда она там находилась, кто в нее входил?
NVL
Ребята и девчата!
А почему эта тема в "Болтовне"? Надо ее переместить в раздел "Краеведение". Там, кстати, в теме "Интернет-ресурсы" есть пока всего два "ресурса", и оба о Москве. Напрашивается какое-то укрупнение по краеведению Москвы. И вообще раздел "Краеведение" можно было бы организовать по географическому принципу.
vladimirS
Конечно, «Московские дворики» для серьезного раздела, как и любая другая серьезная тема! Елена, очень хорошо, что придумали.
Я смотрю, Елена, на дворики, или вернее, на домики, дома, и думаю, что по сути, это материализованная «концентрация» памяти, причем, не так уж важно, связан этот вот дом с историей общественно проявившего себя человека (и посему в списке «памятников) или нет. Рядом с ним обязательно найдутся дома, в которых не удалось пожить никому из «известных». Там тоже история многих и многих обычных людей.

Я давно не был в Москве. В последние поездки, при малейшей возможности, приезжал к Храму Христа Спасителя. Слово «полюбоваться» не возникает, это точно. Особенно, когда в него входишь. Завораживают памятные доски. Каждый раз их перечитываешь, даже там, где начинаются ограждения, вызывая почти агрессивное неудовольствие охраны.
Вот, кстати, интересный символ: часть памяти под охраной и недоступна. Уходишь от Храма с каким-то вздохом облегчения. Как будто надежда появляется.
Однажды шел от Храма в центр. Мимо Пушкинского музея. Там была новая экспозиция и стояла очередь. Вдоль фасадной части ограды, затем влево, потом заворачивала еще. Почувствовал: услышать столько хорошей человеческой речи, увидеть столько нормальных человеческих лиц – это как в месте силы побывать.
Остановился послушать старушку, она про Волхонку рассказывала. Очень спокойно и весьма познавательно, все рядом слушали с очевидным интересом. Дальше ребята говорили о поездках. Но не на Багамы. На словах «Соловки» и «Поморский берег» чуть не закричал, что, дескать, ребята, я с вами.

Конечно, ходить надо пешком и не спеша, в детали вглядываться. И не только по Москве. Практически каждый город еще сохраняет свои дворики и свои дома старые. На долго ли? В этом вопросе, я, к сожалению, пессимист.
Kaaskop
Во Власьевском переулке обнаружила вот такое чудо. Этот небольшой деревянный домик как бы затерялся среди современных жилых домов.



Это одна из немногих сохранившихся в Москве деревянных постороек «послепожарного» времени.
Стиль характерен для рядовых, небогатых домов того времени.После пожара 1812 года Москва застраивалась вот такими домиками.
Бревенчатый сруб обшит досками, имитирующими рустованную штукатурку. А в центре фасада – лепная вставка. Честно говоря, никогда еще такой комбинации не видела.



Удивляет, что вот такой небольшой деревянный дом пережил не один каменный особняк, выстоял и в Первую Мировую, и в революцию, и в Великую Отчественную. Его не снесли и не разобрали на дрова. Поразительно!

Надо отметить, что снаружи дом в прекрасном состоянии. В настоящее время там находится «самая Известная из всех Неизвестных галерей» (Галерея «Шазина»). Не спрашивайте меня что это такое - сама не знаюsmile.gif Информацию нашла в сети.

Вот интересно, а что здесь было в советские времена?

Ну и еще пара слов о самом Власьевском переулке...
Оба Власьевских переулка, и Большой и Малый, получили название от церкви Власия. Св. Власий издавна почитался на Руси как покровитель домашних животных, и на него перенесли верования, связанные с языческим богом Велесом.
Недаром эта церковь стояла в Конюшенной слободе и называлась "что в Старой Конюшенной", а по старым документам - "на Козьем болоте".
Natali M
Kaaskop Молодец! Хорошая коллекция. У нас в соседнем Томске тоже сносят памятники архитектуры. Там много деревянных домов с резьбой. Их проще всего уничтожить - поджечь. Вот и горят...

Когда я в Томске училась, я много его фотографировала.
Kaaskop
А сейчас хочу рассказать не о домике, а о целом ДОМЕ.И хотя он по возрасту относительно молодой - всего-то 100 с небольшим лет, но заслуживает внимания - уж больно импозантенsmile.gif
Ну а если уж совсем честно, то пишу об этом потому, что у меня с этим домом связана масса приятных воспоминаний, там я бывала 5 раз в неделю на протяжении целых 9 летsmile.gifsmile.gif
Находится он в самом центре,на перекрестке( прямо на углу) Кузнецкого моста и Рождественки.
Напротив него, на другом углу, была( а может и сейчас есть) Прокуратура. Если пройти дальше по Рождественке, то слева можно увидеть здание Архитектурного института. От него у меня остались не самые приятные воспоминания - уж больно часто приходилось видеть студентов со стеклянными глазамиsad.gif
Пройдя еще немножко и свернув в первый переулок направо, оказываешься в Варсонофьевском переулке. Именно там жила всем известная Эллочка-людоедочкаsmile.gifsmile.gif
Kaaskop
Но вернемся к дому, вернее, к зданию, которое находится по адресу Кузнецкий мост 15. Вот оно:

Kaaskop
Этот участок в 1895 году участок был приобретен Международным торговым банком для строительства нового здания. Учредителем, главным распорядителем банка был Лазарь Соломонович Поляков. Его Банкирский дом (своеобразный холдинг) управлял большой группой банков (Южно-Русским промышленным, Орловским коммерческим, Московским и Ярославско-Костромским земельным), железнодорожных, промышленных и торговых обществ.

На проект нового здания был объявлен конкурс. Победил в нем очень известный тогда архитектор Семен Эйбушитц, по проектам которого в Москве были построены Постниковский пассаж на Тверской, Центральные бани в Театральном проезде, дом Хлудова на Неглинной.
Интересно, что прототипом банковского здания на Кузнецком послужило здание Банка Святого Духа в Риме (первая половина XVI века) архитектора Антонио да Сангалле Младшего -- первого в истории архитектуры сооружения, возведенного специально для банковских нужд.
В глаза сразу бросаются "проитальянские" крупные формы, монументальность здания, использование натурального камня, угловой вход с большим полукруглым окном, мощный карниз.

После 1917 года Московский международный торговый банк, как и весь банковский бизнес в стране, был национализирован.

Но зданию на Кузнецком мосту в общем-то повезло: все последующие годы здесь размещались исключительно финансовые учреждения -- Центральная сберкасса, Международный банк экономического сотрудничества, Жилсоцбанк СССР.
В 1990 году владельцем его стал Мосбизнесбанк, который начал реставрацию. Здание было освобождено от наслоений советского прошлого, приведены в порядок фасады, воссоздано декоративно-художественное оформление интерьеров.

Скажу честно - получилось очень красиво. Одно удовольствие было там работать.smile.gif




Сейчас посмотрела еще раз на фото - а здание, в котором раньше Прокуратура была, - в лесахsmile.gifsmile.gif Ни кто не знает что там будет?
Александра Белова
Спасибо! Очень красивая и интересная тема!
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2014 IPS, Inc.

Источник: http://forum.svrt.ru/lofiversion/index.php?t108.ht...