Карачаевская лошадь

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Карачаевская лошадь
Карачаевская лошадь
Жеребец карачаевской породы
Характеристики
Рост

155-160 см

Страна разведения

Россия

Происхождение
Страна

Россия (Карачаево-Черкесия)

Породы лошадей на Викискладе

Карачаевская лошадь (карач.-балк. къарачай ат) - верхово-упряжная порода[1] Северного Кавказа. Родиной лошадей является высокогорный Карачай у устьев р. Кубань. В официальном издании МСХ РФ (М.: 2014) «Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию»,[2] карачаевская порода лошадей значится под номером 9354442 (оригинатор № 1278). Карачаевская порода выведена путем улучшения местных лошадей чистокровными и восточными жеребцами. Табунное содержание карачаевских лошадей летом на пастбище в горах, с сильно пересеченным рельефом при резких колебаниях температуры и влажности, а зимой в предгорьях и на равнине с незначительной подкормкой сеном способствовали выработке у этих лошадей приземистости, хорошей подвижности, особой стойкости к невзгодам существования.[3]

Содержание

  • 1 Общие характеристики
    • 1.1 Генеалогические линии жеребцов
    • 1.2 Внутрипородные типы в породе
    • 1.3 Плодовитость карачаевских кобыл
  • 2 Экстерьер
  • 3 История разведения XVIII-XX вв.
    • 3.1 В Российской Империи
    • 3.2 В Советском Союзе
      • 3.2.1 Организация и работа Карачаевского ГПР
      • 3.2.2 Потеря статуса самостоятельной породы
      • 3.2.3 Восстановление карачаевской породы
    • 3.3 В Российской Федерации
  • 4 Распространённые масти в породе
  • 5 Современная лошадь карачаевской породы
  • 6 Примеры современных достижений
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Общие характеристики[править | править вики-текст]

Карачаевский жеребец 136 Далхат, 1932 г. р., от Даусуза 21 и Хатри 604.

Согласно предложенной В. И. Калининым (в соавторстве с Г. Г. Хитенковым и др.) классификации конских пород, карачаевские лошади относились к смешанным группам (Южная и Северная), переходным по воздействию человека, быстроаллюрным верховым лошадям.[4] По классификации проф. В. О. Витта, карачаевская порода относилась к эйризомной (широкотелой) группе пород монгольского корня.[5] Карачаевские лошади неприхотливы, на редкость работоспособны, отличаются высочайшей координацией движений, крепкой конституцией, устойчивостью к различным заболеваниям, выносливостью, исключительно преданы своему хозяину, у них очень развит интеллект. Карачаевские лошади способны делать длительные походы в любое время суток, по камням и бездорожью, в лютый мороз и жестокий зной. Крепкий копытный рог не снашивается даже там, где не выдерживают стальные подковы.

Генеалогические линии жеребцов[править | править вики-текст]

В карачаевской породе в конце 20-х годов XX века были заложены генеалогические мужские линии жеребцов, получившие дальнейшее развитие.[6] Позднее, в пятидесятых, с использованием двух жеребцов кабардинской породы,[7] путем вводного скрещивания, были созданы еще две мужские линии: 166 Залога и 79 Арсенала. Они удачно вписались в карачаевскую породу, расширив ее генофонд. Одной из наиболее ценных линий, стали потомки вороного англо-карачаевского Лувра, лошади этой линии завершили формирование генеалогической структуры карачаевской породы лошадей.

Линейная принадлежность лошадей карачаевской породы, записанных в V том ГПК (1993 г.)[7]

Линии Количество голов (жер.) Процент (%) Количество голов (коб.) Процент (%) Количество голов Процент (%)
Аргамака 11 8,5 41 8,3 52 8,3
Атласа 7 5,4 35 7,1 42 6,7
Борея 15 11,5 74 14,9 89 14,2
Даусуза 21 16,2 54 10,9 75 12,0
Дубочка 32 24,6 92 18,6 124 19,8
Зураба 14 10,8 61 12,3 75 12,0
Кобчика 10 7,7 53 10,7 63 10,1
Орлика 8 6,2 22 4,4 30 4,8
Лок-Сена 7 5,4 38 7,7 45 1,6
Историка 5 3,8 5 1,0 10 1,6
Прочие 20 4,0 20 3,2

Внутрипородные типы в породе[править | править вики-текст]

Карачаевская лошадь старого типа была некрупной, сухой, очень подвижной и выносливой, была хорошо приспособлена к суровым условиям табунного содержания и использования в горной местности. В настоящее время работоспособность лошадей этой породы повысилась, они стали крупнее, не утратив при этом ценных качеств. В пределах породы карачаевские лошади разделяются на три типа: характерный, массивный и верховой.[8]

Кобылы этих типов характеризуются следующими промерами (в см).

Тип Высота в холке Длина туловища Обхват груди Обхват пясти
Характерный 150 156 183 19,1
Массивный 148 154 185 19
Верховой 152 154 180 19

Наиболее распространены представители характерного типа - лошади верхово-упряжного склада, наиболее соответствующие эталону, эти лошади используются для работы под седлом, в параконной упряжи. Верховой тип: относятся в основном лошади, имеющие небольшое прилитие крови чистокровной верховой породы, как правило, в пределах 1/8, более рослые, сухие, несколько облегченные. Лошади верхового типа ценятся как разъездные, хорошо используются в туризме, могут быть подготовлены для соревнований по классическим видам конного спорта. Лошади же массивного типа - это низкорослые, широкотелые, растянутые и костистые. Они используются больше на транспортных работах в упряжи, реже для всадников - чабанов или под вьюком. Эти лошади хорошо сохраняют упитанность тела во все сезоны года, они наиболее неприхотливы к условиям. 

Плодовитость карачаевских кобыл[править | править вики-текст]

Ценным свойством лошадей карачаевской породы является их высокая плодовитость. По материалам конного завода и племенных ферм КЧР показатели воспроизводства кобыл составляли примерно: зажеребляемостъ - 86-92%, благополучная выжеребка - 83-89%. Карачаевские лошади при относительной позднеспелости отличаются долголетием, и многие жеребцы и кобылы карачаевской породы, используются в племенном разведении сроком до 22-25 лет и более. Так, карачаевская кобыла «Грустная» в возрасте 24 лет принесла своего 21 жеребёнка.[8]

Показатели плодовитости кобыл карачаевской породы по V тому ГПК.[7]

Группы кобыл Число плодовых лет Холостений % Абортов % Благополучной выжеребки %
Карачаевского конного завода 1981 8,1 2,6 89,3
Колхозов и совхозов КЧР 1032 14,4 2,7 82,9
Всего по породе 3013 10,3 2,6 87,1

Карачаевских кобыл также скрещивают с чистокровными-верховыми производителями. Лошади англо-карачаевской породной группы резвее, крупнее чистопородных карачаевских, и имеют более правильный экстерьер, хорошее качество движений, но сохраняют при этом крепость конcтитуции. Имеют прочные конечности, и относительно неприхотливы к условиям содержания. Англо-карачаевские лошади часто успешно выступают в конкуре, троеборье и стипль-чезах.

Экстерьер[править | править вики-текст]

Карачаевская лошадь - типичная горная порода, и это отражается не только на особенностях интерьера, но и на некоторых чертах экстерьера. При росте около 150-155 см., представители карачаевской породы достаточно глубоки и широкотелы. Карачаевцам лошадь больше была нужна для работы, чем для войны, и их кони отличаются универсальным, более «упряжным» складом, относительно большей низконогостью и массивностью. Голова карачаевских лошадей средней величины, сухая, слегка горбоносая, с тонкой носовой частью и очень строгими, заостренными ушами средней величины; средней длины и выхода, хорошо обмускуленная шея, иногда с небольшим кадыком. Холка достаточно длинная, не высокая, спина прямая, прочная, поясница средней длины, нормально обмускуленная. Круп у лошадей не длинный, достаточно широкий и немного спущенный; грудная клетка широкая, глубокая, с хорошо развитыми ложными ребрами. Лопатка у карачаевских лошадей средней длины, нередко бывает прямовата. Постановка передних ног лошади широкая, с небольшой косолапостью, в их строении существенных недостатков не отмечается. Задние ноги при правильной постановке нередко бывают саблисты, что вообще характерно для горных пород, в том числе и карачаевской. Копыта у карачаевских лошадей в абсолютном большинстве случаев имеют правильную форму и размеры и отличаются особой крепостью копытного рога. Грива и хвост представителей породы достаточно густые и длинные и нередко волнистые.[9]

История разведения XVIII-XX вв.[править | править вики-текст]

Карачаевская порода лошадей сформировалась предположительно в ХIV-ХV веках в северо-западной части Приэльбрусья. На богатых пастбищах водораздела рек Каспийского и Черного морей, в долинах Кумы, Кубани, Зеленчука, издавна было развито коневодство у горцев.[6] Первые достоверные сведения об этих лошадях относятся к ХVII и XVIII cтoлетию.[6][7] Петр-Симон Паллас (нем. Peter Simon Pallas; 1741—1811), один из главных европейских исследователей в области географии и зоологии, путешественник и естествоиспытатель, в 1793 году посетил регион Пятигорья. Он составил, помимо прочего, подробный этнографический отчет о своей поездке на Северный Кавказ, в котором отметил, что коневодство и скотоводство являются ведущими отраслями сельского хозяйства карачаевцев.

«Они выращивают небольшую, но выносливую и горячую породу лошадей, которые известны своими выдающимися качествами».[10]

Карачаевские лошади должны были быть хорошо приспособленными к работе в горной местности, где на больших высотах воздух более разрежен, быть неутомимыми и выносливыми. С. М. Броневский, автор одной из наиболее основательных книг о народах Кавказа, в начале 20-х годов XIX в. впервые зафиксировал существование карачаевской породы лошадей:

«У них есть мелкая, но крепкая порода горских лошадей, известная под именем Карачаевских».[11]

В Российской Империи[править | править вики-текст]

В 1829 году, венгерский ученый и путешественник Жан Шарль де Бесс, в своем подробном описании Кавказа писал:

«Карачаевцы разводят лошадей прекрасной породы; среди них есть такие, которые в Европе стоили бы до двух тысяч франков. Г-н Клапрот утверждал со слов наемных переводчиков, что в этих краях лошади низкорослые; в действительности же лошади здесь обычно того роста, который пригоден для использования в легкой кавалерии. Кстати, они легки на ходу, и я не знаю другой породы лошадей, которая была бы более подходящей для езды по крутым скалистым склонам и более неутомимой».[10]

В своем трехтомном исследовании Кавказского края, русский писатель П. П. Зубов отметил и карачаевское коневодство:

«Они большею частию занимаются скотоводством; имеют значительные табуны превосходной породы лошадей».[12]

Занятие коневодством отразилось на языке карачаевского народа например, примером этого может служить разнообразие названий мастей лошадей в карачаевском языке, цвета различаются очень тонко, масти лошадей подразделялись почти на сорок оттенков.[13] Особенно больших, тысячных табунов в Карачае не было, да и всего в первой половине XIX в. лошадей насчитывалось примерно 6500 голов, а к 1867 году их было 13625.[13] Первым известным испытанием качеств карачаевской лошади стал переход отряда генерала П. Д. Бабыча через Марухский перевал с 26-го июля по 11-е сентября 1877 года, во время русско-турецкой войны. По данным участника экспедиции Е. Д. Фелицина, требовался вьючный транспорт до 1000 лошадей.[14] На расстоянии более 150 верст, т.е. почти до самого Сухума, отряд шел по безлюдной, чрезвычайно пересеченной местности, отличающейся дикой природой, тропа, нанесенная на пятиверстную карту, на деле не существовала; нельзя было найти даже и признаков тропы. Движение отряда замедлял большой вьючный обоз, в отряде было до 950 разных вьюков.[15] Опытные проводники из горцев, недоверчиво качали головами, посматривая на движущиеся колонны, солдаты и офицеры так же были исполнены мрачных ожиданий пути. У кубанских черкесов, издавна Марухский перевал считался, не без основания, самым трудным, его всегда избегали, и для сообщения с Абхазией выбирался иной путь через главный хребет. В некоторых местах на перевале лошадей отряда на веревках спускали вниз на руках. По словам Е. Д. Фелицина:

«Но смело можно сказать, что без горского транспорта отряд не мог двинуться в столь трудный поход. Предполагавшаяся присылка из-за Кавказа черводаров не заменила бы карачаевских лошадей и к тому же потребовало бы огромной затраты денег. Транспортировка провианта для отряда за Марухский перевал, по головоломной тропе, чрез ледники и снега, в дождливую, сырую и холодную погоду возможна была только на таких лошадях, какими владеют горцы; другие - обладай они самими лучшими достоинствами, но не рожденными в горах, не вынесли бы и сотой доли того, что пришлось испытать транспортным лошадям».[14]

Карачаевские табуны были относительно многочисленны, несмотря на земельный голод, который снижал общее поголовье. В записке в Главное управление казачьих войск, наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал-майор Малама от 19 марта 1894 года всех коневодов Кубанской области делит на четыре группы. Говоря о коневодах-горцах, карачаевцах, он пишет:

«4-ю группу, самую многочисленную и наиболее бедствующую, составляют коневодчики-горцы. Населяя юго-восточную часть Кубанской области, группа эта ютится в местах по преимуществу малоудобных для земледелия, почему скотоводство вообще, между которым первое место занимает коневодство, составляет главное занятие населения этих мест. В настоящее время коневодство среди них сильно упало, как в количественном, так и в качественном отношении, тем не менее еще и теперь горские табуны могут считаться главным источником комплектования казачьих частей строевыми лошадьми...Если горскому населению не будут предоставлены льготы в пользовании пастбищами всей нагорной полосы, то горское коневодство падет еще ниже, и казачье население останется без лошадей...Отдать в исключительное и долгосрочное пользование на льготных условиях частным коневодам свободных казенных земель. Таким образом устранится главная и почти единственная причина упадка коневодства — недостаток свободных пастбищ».[16]

В работе Бентковского «Список табуновладельцев Северного Кавказа, желающих состоять под покровительством Кавказского коннозаводского округа, с показанием числа и сортов разводимых лошадей и заявленных ими желаний с целью улучшения коневодства» на первом месте по Баталпашинскому уезду стоит карачаевец Ожай Байчоров. К этому времени (70-е годы XIX века) его собственный табун лошадей насчитывал уже 500 голов лошадей, из них 20 жеребцов, 300 маток, остальное молодняк. Жеребцы у него были как карачаевской породы ( в списке названы — «байчоровской»), так и кабардинской («атажукинской») и абазинской («лоовской»), матки все карачаевские («байчоровской породы»).[17] Лошади карачаевской породы разводились так же и для для сдачи в воинские части, так как в Кубанской области больше всего требовалось казачьи лошади, то для пополнения казачьего войска, карачаевцы-коннозаводчики выращивали определенный тип строевых лошадей — «под казачье седло» или как называли таких лошадей сами карачаевцы — къазакъ ат, — казачья лошадь. Рост ее должен быть примерно 2 аршина и 2 вершка. Отбирали соответствующие экземпляры среди производителей, а порой производили скрещивание с другими породами. Лошади находили сбыт не только в Кубанской, но и в Терской областях, где их также охотно покупали для строевой службы. Увеличение спроса приводило к росту цен. Кобылы, которые в 80-е годы XIX века продавались по 40 рублей, в 90-е годы продавались уже по 60— 70 рублей. Цена жеребцов доходила до 150 рублей.[17] Говоря о развитии коневодства у горцев Баталпашинского, Лабинского и Екатеринодарского отделов, А. Атманских подчеркивал роль Карачая:

«Карачай в данном случае играет очень значительную роль, снабжая строевыми лошадьми большинство казачьих полков Кубанского войска и сбывая, вообще до 10 000 лошадей ежегодно».[17]

Горно-вьючные лошади так же были в почете. В 1899 году, в Кубанскую область командировался Н. А. Буш, в третий раз. Он решил купить себе горных лошадей, чтобы исследовать ледники и растительность, но лошади, купленные в Майкопском отделе оказались неподходящими для путешествий по горам, и он рекомендовал приобретать карачаевских горных лошадей и нанимать проводников в Карачае.[18] Тавра крупных карачаевских коннозаводчиков были утверждены официальными органами, и лошадей с этими таврами охотно покупали для пополнения казачьих частей. Значительным был также экспорт карачаевских лошадей и скота в Закавказье. Из Тебердинской долины скот перегоняли через Клухорский перевал, а из Большого Карачая через Махарский. Уменьшение пастбищных угодий вынуждало карачаевцев, как и других горцев Кубанской области, перейти от табунного коневодства к косячному. Разбивка табунов на более мелкие подразделения — косяки во главе с одним жеребцом, позволяла ограничиваться меньшими пастбищными пространствами. Перестройка коневодческого дела, на новый лад, происходила главным образом в коневодческих хозяйствах карачаевских биев. Бии Крымшамхаловы и особенно Дудовы не сумели перевести хозяйства на новый, товарный тип, и поэтому их хозяйство, и особенно коневодство, приходило постепенно в упадок. Лидерами в коневодстве стали Байчоровы, Текеевы, и др. Конкурентами Ожая Байчорова были учкуланские Байчоровы — семья Джамбулата. К 1894 году сын Джамбулата, Тинибек Байчоров стал самым крупным коннозаводчиком в Карачае, и имел табун около 1000 лошадей.[17] К концу позапрошлого века на Северном Кавказе было широко распространено такое мнение, что самые красивые лошади имеются в табунах карачаевского коннозаводчика Джераштиева.[6] В конце столетия XIX века в Карачае было немало владельцев лошадей, имевших табуны по нескольку сотен голов: Байчоровы, Байрамуковы, Джараштиевы, Крымшамхаловы, Кубановы, Текеевы и другие. Байчоровская порода была гнедой масти, считалась неприхотливой, обладала твердыми крепкими копытами, отчего имела большой спрос у казаков; лошади табунов Байрамуковых были серого, Кубановых - рыжего, лошади Джараштиевых - красного окраса. Эти последние («джаражды») славились красотой и изяществом, и служили лучшим подарком.[19] В начале прошлого века, т. н. Абрамовская комиссия, командированная в Карачай для урегулирования земельных вопросов, отметила и важность карачаевского коневодства и скотоводства в товарном обороте области. Скотоводство и коневодство в Карачае имело огромное, как указывали современники, значение не только в смысле сбыта живого скота и его продуктов на местные рынки, но также имело широкое распространение, путем перегона, в пределах Терской области, Тифлисской и Кутаисской губерний, куда сбывали карачаевцы свой скот и знаменитых баранов карачаевской породы целыми стадами, а большинство казачьих полков Кубанского войска снабжалось отличными, как считали, строевыми лошадьми. В этом отношении местные исследования показывали, что карачаевцы ежегодно продавали 9595 лошадей, 30787 голов рогатого скота и 107552 овцы на сумму 2940660 рублей.[20]  

В Советском Союзе[править | править вики-текст]

Гражданская война нанесла огромный ущерб карачаевскому коневодству. Тысячи лошадей погибли или были уведены во время военных действий на Северном Кавказе. До революции, по данным Абрамовской комиссии (1907), общая численность поголовья в Карачае составляла 33758 лошадей.[20] В 1925/26 году, по данным У. Алиева, общая численность лошадей в Карачае составляла 11970 головы.[21] Но благодаря ценности породы были предприняты меры по её сохранению и улучшению. Карачаевская лошадь старого типа была не­большого роста и отличалась хорошим и пропорциональным сложением. Она очень вынослива и неутомима в передвиже­ниях по горным дорогам, тропинкам и незаменима для боль­ших переходов. В дореволюционное время имелись пользовавшиеся известностью большие конские заводы частных владельцев, для разведения пле­менных лошадей. За время Гражданской войны, все заводы практически лик­видировались. В СССР местная карачаевская лошадь заслужила заботу, ее значение было оценено в первые годы Советской власти. «Конь — крылья мужчины», — гласит старинная карачаевская пословица. До конца XIX в. карачаевцы лошадей не запрягали. Уход за лошадьми был более тщательным, лошадей таврили тамгами (фамильно-родовыми знаками).[22] В 1922 году на собрании табуновладельцев Карачая, была выбрана комиссия по возрождению коневодства. Недалеко от г. Кисловодска учредили конный завод, племенной совхоз, а в 1927 году в Первомайском создана государственная конюшня. Продукция коневодства оказывала большую помощь колхозам. Карачаевская лошадь ежегодно вывозилась далеко за пределы КАО.[23] В 1929 году в области был создан Госплемхоз карачаевских лошадей, который преобразовали в 1930 году в Карачаевский конный завод, ставший главным репродуктором породы и возглавивший всю систему племенной работы.[6]

Карачаевский жеребец Гранат, участник пробега 1935/36 года вокруг Кавказского хребта.

В известном пробеге вокруг Кавказского хребта зимой 1935/36 года, участвовало 6 карачаевских и 4 улучшенные карачаевские лошади.[24] В пробеге принимало участие 48 лошадей различных пород, 48 джигитов разных национальностей.[25] Труднейший переход общей протяженностью 3000 км был совершен зимой в 47 ходовых дней, в среднем по 63,9 км в сутки. Особенно трудными участками пути были переходы через Клухор и Сурамский перевал, а также Водонасосная - Девичи (84 км), совершенный при встречном 11-бальном штормовом ветре.[24] Пробег показал значительную, при передвижении на пересеченной местности, стойкость карачаевской лошади.[26] На Клухорском перевале, передовые карачаевские лошади выполняли роль „снегоочистителей“, или „бульдозеров“.[9] Например, рыжий карачаевский жеребец Гранат,1929 г. р., из КТФ колхоза „Ленин Джол“ (а. Каменномостский), будучи „снегоочистителем“ на Клухорском перевале и совершив в труднейших зимних условиях переход за 49 дней свыше 3000 км., пришел к концу пробега бодрым и здоровым.[27] 

Карачаевский жеребец Ворон, участник пробега вокруг Кавказского хребта зимой 1935/36 года.

Через месяц участники этого перехода, в том числе и карачаевские лошади, совершили скоростной пробег Пятигорск - Ростов. Весь путь, длиною 600 км, по грязной дороге, был пройден за 5 дней, максимальный суточный переход равнялся 150 км.[24] Имеются так же сведения, об участии карачаевских лошадей в пробеге Ленинакан - Сухуми и Ростов-на-Дону - Тбилиси.[28][26] Карачаевская лошадь является лошадью особой горной породы, полу­ченной в результате долгой работы над ней коневодов карачаевцев.[29] В 1936 году в Карачаевскую область был направлен генетический отряд экспедиции Всесоюзной академии наук, обследовавший карачаевское коневодство.[26]

«Единичные попытки некоторых крупных коневодов метизировать свою лошадь культурными верховыми и даже рысистыми жеребцами не отразились сколько-нибудь серьезно на физиономии породы»

— писал по итогам обследования карачаевской лошади, специалист по коневодству, старший научный сотрудник Б. П. Войтяцкий.[26] Карачаевская лошадь, по экстерьеру, не выде­лялась раньше красотой: она была недостаточного роста, с сухими формами, зато она очень вынослива и неприхотлива. Современная лошадь значительно отошла от этого типа, достигая до 160 см в холке.  

Организация и работа Карачаевского ГПР[править | править вики-текст]

1 сентября 1937 года СНК СССР принял постановление о введении породного районирования всех видов скота, в том числе лошадей. С учетом ценности карачаевской лошади как улучшателя, для конских массивов мелких лошадей горных республик Северного Кавказа и Закавказья и производство боевой и горно-вьючной лошади для нужд Красной Армии, Совет Народных Комиссаров СССР своим решением от 1 сентября 1937 года обязал Наркомзем Союза ССР организовать в Карачае племенной рассадник карачаевской лошади, — который организационно и завершился в 1938 году.[27] Согласно первой бонитировке (определение племенной ценности), сделанной в 1937 году, кабардинских кобыл из исследованных особей было 69, жеребцов 17, карачаевских кобыл 2742, жеребцов 132, соответственно улучшенных карачаевских 367 и 28, англо- и англо-арабо-карачаевских 125 и 10, прочих лошадей 161 кобыла и 12 жеребцов.[27] Госплемрассадник много работал над улучшением качеств карачаев­ского коня. В довоенное время работа по улучшению породы лошади шла по двум направлениям: 

а) разведение карачаевской породы лошади в себе, т. е. путем отбора маток и подбора жеребцов внутри породы; 

б) прилитие крови английской лошади через чистокровных и полукровных жеребцов. 

Породный состав коневодства в фермах Карачаевской области был в 1940 году следующий: поголовье лошадей на конефермах на 1/VII-40 г. достигало 19 970 голов, из них породных и улучшенных 13034.[29]

Изменение средних промеров лошадей в Мало-Карачаевском конном заводе.[30]

Годы Высота в холке (жер.) Обхват груди Обхват пясти Высота в холке (коб.) Обхват груди Обхват пясти
1930 149,0 171,2 18,7 140,5 168,8 17,6
1946 157,6 188,0 20,2 152,4 183,4 18,4
1953 158,2 188,4 20,4 154,0 186,0 18,8
1963 158,5 185,4 20,3 153,3 185,6 19,3

Показатели работы Карачаевского ГПР в деле развития породного коневодства и количественного роста поголовья конского состава и конеферм, были значительно выше почти всех госплемрассадников Союза. Карачаевский госплемрассадник, участвуя на ВСХВ 1939 года, из всех 13 коневодческих рассадников Советского Союза, был вторым участником этой выставки и был занесен в книгу почета. Успехи Карачаевского ГПР, достигнутые им в 1938 г., в результате которых он завоевал право быть участником выставки 1939 года, в 1939 году им перекрыты. В результате Карачаевский рассадник был утвержден участником Всесоюзной выставки, следующего 1940 года,[27] выводя в ряд передовых отстающую отрасль животноводства Советского Союза — коневодство. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1940 года были продемонстрированы большие достижения животноводов, представляющих сельское хозяйство КАО. Коневодство области и, главным образом, госплемрассадника было представлено значительным количеством экспонатов, демонстрирующих достижения в области воспроизводства племенной и боевой карачаевской лошади. Показатели деятельности Карачаевского государственного рассадника, были результатом работы хорошо организованного коллектива специалистов-коневодов с передовиками коневодческих ферм, и за каждым показателем скрывался труд отдельных колхозников.

«Карачаевцы — потомственные коневоды. Поэтому не редки случаи, когда их приемы в работе являются творческим созиданием, которое передается из поколения в поколение. Haпример, 75-летний колхозник артели „Ленинская Кузня” аул Кызыл-Покун, Мало-Карачаевского района Биджиев Абдулла, работающий в конеферме с первых дней ее организации, свой опыт по выращиванию замечательных племенных лошадей передает своему сыну Магомету, который вместе с отцом работал на конеферме все время. Оба они, как и вся ферма, являются участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1940 года».[27]

КАО располагала большими конскими ресурсами и в количественном отношении лошадей, была почти равна конепоголовью таких союзных республик, как Грузинская, Таджикская и Армянская, отдельно взятых. Поэтому было неудивительно, что в животноводстве Карачая, такая отрасль сельского хозяйства, как коневодство, занимала второе место после крупного рогатого скота. На 100 хозяйств колхозников в обобществленном секторе Карачая, конепоголовье было в полтора раза больше, чем на это же число хозяйств по СССР.[27] На карачаевских лошадей были заведены племенные книги,[28] куда они заносились наравне с кабардинскими.[26] В первой выпущенной в Союзе инструкции по бонитировке племенных лошадей, карачаевская лошадь отнесена к группе из 19 племенных улучшающих пород.[6]

Потеря статуса самостоятельной породы[править | править вики-текст]

Развитие карачаевской породы было в известной мере нарушено и замедлено в 1943 году, когда карачаевский народ был подвергнут репрессиям и депортирован в республики Средней Азии. Карачаевскую породу отнесли к кабардинской и во 2-й, 3-й и 4-й тома ГПК она записана под этим названием.[6][31] Карачаевскую породу с 1943 г. в специализированной литературе безосновательно причисляли к кабардинской породе. Вызвано это было не иппологическими различиями пород, так как существование карачаевской породы подтвержается довоенными источниками, а политическими мотивами, связанными с репрессиями, обрушившимися на карачаевский народ в 1943 году.[32] Однако, карачаевские лошади разводились где и раньше, участвовали в выставках, а так же вывозились в другие заводы, например, для возобновления племенной работы, возрождаемый Малкинский завод № 34, был укомплектован лошадьми с Малокарачаевского конного завода № 168. Были переданы с 1958 по 1960, жеребцы 240 Добрый, 0149 Ахтыр, 502 Заряд, Ансамбль 21,[7] вернули в КБР и 79 Арсенала. Так же были отправлены 104 карачаевских и англо-карачаевских кобыл.[32] О работоспособности же карачаевских лошадей с начала 1960-х до распада СССР судить трудно, поскольку никаких испытаний не проводилось.[7] В Москве на ВДНХ в 1987 году, жеребец по прозвищу Дебош (хозяин Салпагаров Магомет) занял первое место, став чемпионом ВДНХ.[8] Дебош отличался хорошей дисциплинированностью, и был представителем новой линии Дубочка.

Восстановление карачаевской породы[править | править вики-текст]

Почти до середины 1960-х годов термин «карачаевская лошадь» практически не встречается, например, нет его в «Книга о лошади» (1952, составлена под руководством С. М. Буденного), «Альбом пород лошадей СССР» (1953, Афанасьев С. В.), нет и в книге  «Коневодство» (1961, В. И. Калинин, А. А. Яковлев). Благодаря усилиям карачаевских коневодов, помощи А. С. Красникова, термин удалось вернуть на место,[33] но еще долго карачаевской лошади отказывали в самостоятельном породном статусе. В 1957 году карачаевский народ возвратился на родину, и постепенно реабилитировался в правах, но только в конце восьмидесятых годов дискриминационное решение о причислении карачаевских лошадей к кабардинской породе было отменено, и порода вновь получила статус самостоятельной, войдя отдельным разделом в 5-й том Госплемкниги.[7]

В Российской Федерации[править | править вики-текст]

Времена после распада СССР отразились на карачаевском коневодстве далеко не в лучшую сторону. Однако, коневоды и энтузиасты сделали все возможное, чтобы не утратить самобытную горную породу. Горно-вьючные качества карачаевской лошади сказались и в 1998 году, когда 12 августа группа конников Карачаево-Черкесии, во главе с заслуженным специалистом республики К.-Г. Урусовым и А. Тебуевым,[34] с тремя карачаевскими лошадьми (Даур, Хурзук, Имбирь) завершила беспримерный подъем на восточную вершину горы Эльбрус (5621 метра над уровнем моря), а в 1999 году, 18 августа, такое же восхождение (лошади - Игилик, Даур, Имбирь) было совершено и на западную вершину (5642 м.) этой высочайшей горы Европы.[35][6][36] Отличительной особенностью современных карачаевских лошадей является очень мягкий и производительный шаг. Многие лошади идут при этом своеобразным аллюром, похожим на иноходь, развивая на шагу скорость до 12 км в час. Такой аллюр особенно мягок и приятен. В условиях Подмосковья карачаевские лошади стали известны, как отличные верховые для длительных прогулок и охоты. Карачаевские лошади в недавнем прошлом пользовались особенно высоким спросом со стороны пограничников, приезжавших даже из Среднеазиатского округа. Их считали лучшими лошадьми для пограничной службы в горах.[6]

Распространённые масти в породе[править | править вики-текст]

Представителям современной карачаевской породы присущи темные масти: вороная, караковая, темно-гнедая, реже гнедая; белые отметины практически не встречаются. По данным от 1939 г. 58% лошадей суммарной группы и 61% элитной гнедые, рыжая масть 9%, вороная 8,5%. Серая масть 7%, караковая 6%, буланая 3,2%, чалость 5,3%, пегость 0,5%.[26]

Масти лошадей карачаевской породы, записанных в V том (1993 г.) ГПК.[7]

Масти Количество голов (жеребцы) Процент (%) Количество голов (кобылы) Процент (%)
Гнедая 53 40,8 217 43,9
Светло-гнедая 1 0,8 9 1,8
Темно-гнедая 35 26,9 94 19,0
Гнедо-чалая 1 0,8 11 2,2
Караковая 4 3,1 16 3,2
Вороная 36 27,7 141 28,5
Рыжая 3 0,6
Серая 4 0,8

В VI томе ГПК указано, что по результатам последней бонитировки отмечено (в сравнении с материалами V тома ГПК) некоторое потемнение масти жеребцов, увеличение распространенности вороной и караковой мастей, что считается положительным моментом в работе с породой. В табунах кобыл конного завода в сравнении с данными V тома ГПК повысился процент вороной масти кобыл, увеличилось количество караковых кобыл, при сокращении процента гнедых, что так же положительный признак.[32]

Современная лошадь карачаевской породы[править | править вики-текст]

Карагёз, жеребец карачаевской породы, получил Диплом Первой степени, как лучший представитель породы на Всероссийской конской выставке ЭКВИРОС-2005.

Лошади карачаевской породы в настоящее время разводятся в хозяйствах Карачаево-Черкесской республики, а также и за ее пределами, за границей. В республике, по состоянию на 2006 год, функционирует Карачаевский конный завод, с составом в 260 племенных кобыл, и 17 коневодческих ферм, большая часть которых получила на федеральном уровне статус племенных хозяйств. В 2001 и 2002 годах в указанных хозяйствах В. А. Парфеновым и сотрудниками республиканского Министерства сельского хозяйства была проведена бонитировка карачаевских лошадей производящего состава. В конном заводе из пробонитированных лошадей отнесено к классу Элита 87,5% жеребцов и 74,2% кобыл. На коневодческих фермах, классом Элита оценено 53% жеребцов и 64% кобыл. Животных 2-го класса среди жеребцов не выделено, среди кобыл они составили 4%. Средние промеры кобыл в конном заводе составили: высота в холке 152,5, обхват груди 187,8 и обхват пясти 19,1 см. Промеры карачаевских жеребцов соответственно: 157,8 – 189,8 – 20,3 см. На коневодческих фермах КЧР эти промеры у кобыл были установлены: 151,9 – 185,4 – 19,04 см.[37] Повышается интерес к карачаевским лошадям и за пределами КЧР. К 2006 году уже созданы племенные коневодческие хозяйства в Предгорном районе Ставропольского края, в Можайском районе Московской области, у частного коннозаводчика в Чешской Республике[38] и у отдельных владельцев в Германии.[9] Карачаевская порода лошадей является одной из старейших отечественных пород. На 2008 год, в республике имелось порядка 20 тысяч лошадей этой породы.[39] Налажен и ведётся индивидуальный племенной учёт конепоголовья, проводится ежегодная бонитировка лошадей с их обязательным таврением и занесением данных в племенные карточки. Государственная племенная служба МСХ КЧР отмечала, что в племенных хозяйствах республики имеется уже более 3 тысяч племенных лошадей карачаевской породы с официальными паспортами и подтвержденным происхождением.[39] Карачаевская порода лошадей уже достаточно широко известна за пределами КЧР и РФ. Растущий интерес к породе обусловлен ее оригинальными качествами, и накладывает дополнительную ответственность на коннозаводчиков, так как возрастают требования к достоверности племенных документов на лошадей. Поэтому, МСХ КЧР и Ассоциация коннозаводчиков «Каракёз» решили использовать метод контроля происхождения карачаевских лошадей по генетическим маркерам. Долгосрочный договор о сотрудничестве, при содействии официального представителя МСХ КЧР Наталии Шамбо, был заключен в январе 2008 года между МСХ КЧР и крупнейшей французской лабораторией, действующей в системе государственных научных институтов INRA и являющейся членом Международного общества генетики животных (ISAG). По результатам анализов будет создан генетический профиль карачаевской породы лошадей.[39] В октябре 2007 - январе 2008 г., была проведена бонитировка лошадей в конефермах КЧР и на ферме Энтлиха в Чехии. В 2010 году, выпущен VI том племенной книги карачаевской породы лошадей, подготовленный к изданию[40] под руководством доцента В. А. Парфенова и доцента В. Х. Хотова.

Примеры современных достижений[править | править вики-текст]

  • На самой крупной в России, проходящей в Москве конной выставке «Эквирос», в 2003 году жеребец Дамаск карачаевской породы (2000 г. р., Карачаевский конный завод), был в списке золотых медалистов.[41]
  • Жеребец карачаевской породы, Карагёз, получил Диплом Первой степени, как лучший представитель породы на Всероссийской конской выставке «Эквирос-2005», рождён в Карачаевском конзаводе.[8]
  • 20-22 мая 2011 года в Калужской области прошел Международный турнир по дистанционным конным пробегам «Караванными Тропами – Весна 2011». Победители: на дистанции 160 км. CEI 3 стал конь ALMAZ (карачаевская порода), Россия, на дистанции 120 км. CEI 2 конь MALYSH (карачаевская порода), Россия, лошадь KUBA (карачаевская порода) Россия, и др.[42]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. А. С. Красников, В. Х. Хотов. Коневодство. — Москва: МСХА, 1995. — С. 128-131.
  2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР СЕЛЕКЦИОННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ , ДОПУЩЕННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ (Породы животных).
  3. Камбегов Б. Д. Коневодство и коннозаводство России. — Москва: Росагропромиздат, 1988. — С. 89.
  4. Калинин В. И. К вопросу классификации конских пород // Конские ресурсы СССР. — 1939. — С. 11.
  5. В. О. Витт. Морфологические показатели конституционных типов и система классификации конских пород. — Москва: Государственное издательство колхозной и совхозной литературы, 1934. — С. 62. — 67 с.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 В. А. Парфенов. Карачаевская порода лошадей (05.10.2004).
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 В. А. Парфенов, В. Х. Хотов. Государственная племенная книга лошадей кабардинской и карачаевской породы. Т. V. — Москва: Изд. МСХА, 1993. — С. 11., 14-15., 25.
  8. 1 2 3 4 Урусов К.-Г. М. Карачаевская порода лошадей (10.01.2006).
  9. 1 2 3 Вадим Парфенов, Марина Политова. Легенды Карачая. Конный мир №1 за 2005 г. (6.2.2006).
  10. 1 2 Хотко С. Х. Карачай — страна на вершине Кавказа. Очерки истории и культуры Карачая. — Майкоп: «Полиграф-Юг», 2011. — С. 93., 362.
  11. Броневский С. М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе: Часть II. — Москва: Тип. С. Селивановского, 1823. — С. 220.
  12. П. П. Зубов. Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель, в историческом, статистическом, этнографическом, финансовом и торговом отношениях. — Санкт-Петербург: Типография Конрада Вингебера, 1835. — С. 133.
  13. 1 2 В. П. Невская. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке (дореформенный период) Под редакцией кандидата исторических наук X. О. Лайпанова. — Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1960. — С. 23-28.
  14. 1 2 Агуажба Р. Х., Ачугба Т. А. Абхазия и абхазы в российской периодике (XIX-нач. XX вв.) Кн. I. — Сухум, 2005. — С. 583-586., 595.
  15. Материалы для описания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском театре. Том VII, часть II. — СПб.: Электропечатня Штаба Кавказского военного округа, 1911. — С. 306.
  16. А. Д. Бесленеев. И. М. Шаманов. Очерки истории хозяйства и хозяйственного быта горцев Кубанской области. Вторая половина XIX века // . — Черкесск, 1972. — С. 6-7.
  17. 1 2 3 4 Невская В. П. Карачай в пореформенный период // . — Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1964. — С. 85-86.
  18. Буш Н. А. Описание и главнейшие результаты третьего путешествия по Северо-Западному Кавказу в 1899 году (Известия Императорского Русского Географического Общества) Т. 36. Вып. 3. — 1900. — С. 233.
  19. Ш. М. Казиев, И. В. Карпеев. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. Молодая гвардия (2003).
  20. 1 2 Т. XV // Кубанский сборник. — Екатеринодар, 1910. — С. 322-323.
  21. Алиев У. Д. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. — Черкесск: Истоки. Печатается по изданию: Умар Алиев. Карачай. Крайиздат. Севкавкнига. Ростов-на-Дону. 1927, 1991. — С. 213.
  22. Кудаев Мухтар. Тамги карачаево-балкарских фамилий.
  23. Л. И. Лавров. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. — Черкесск: Кар.-Чер. Отд. Ставропольского книжного издательства., 1978. — С. 116.
  24. 1 2 3 Г. П. Балабанов. Кабардинская лошадь // Конские ресурсы СССР. — 1939. — С. 228-229.
  25. Татьяна Колпикова. Конный пробег колхозников Северо-Кавказского края вокруг Кавказского горного хребта: 75 лет назад. «Ставропольская правда» (18 февраля 2011 г.).
  26. 1 2 3 4 5 6 Б. П. Войтяцкий. Карачаевская лошадь // Конские ресурсы СССР. — 1939. — С. 245 - 254.
  27. 1 2 3 4 5 6 Ковтун П. А., Мишин Г. М. Государственный племенной рассадник карачаевской лошади. — Микоян-Шахар: Кароблнациздат, 1940. — С. 6-15., 26.
  28. 1 2 Г. Г. Хитенков. Племенное дело в коневодстве. — Москва: Сельхозгиз, 1940. — С. 73-74.
  29. 1 2 С. Б. Токаев. Социалистическое сельское хозяйство Карачая // Советский Карачай 1920-1940 гг. — 1940. — С. 64.
  30. А. С. Красников. [http://www.horseskb.ru/krasnikov_2/bkrasnikov32.htm История формирования и преобразование горных пород лошадей Северного Кавказа. Ч. 2.]. Москва (1964).
  31. Этнографическая экспедиция в Карачаево-Черкессию. Апрель 2009.
  32. 1 2 3 В. А. Парфенов, В. Х. Хотов. Государственная племенная книга лошадей карачаевской породы. Т. VI. — Москва: Изд. РГАУ-МСХА, 2010. — С. 15-16., 19-21.
  33. Узденов Б. Д. Карачаевская порода лошадей (1993, Учкекен).
  34. Будаев Назир. Коневодство на Северном Кавказе. История покорения Эльбруса (2006).
  35. О первом в истории восхождении на Эльбрус на лошадях карачаевской породы.
  36. Мизиев И. М. ПОКОРЕНИЕ ЭЛЬБРУСА НА ЛОШАДЯХ.
  37. В. А. Парфенов. К вопросу о современном состоянии карачаевской породы лошадей (04.01.2006).
  38. Страница крупнейшей фермы по разведению карачаевских лошадей в Европе.
  39. 1 2 3 Джатдоев Х. М., Шамбо Н. Д. Карачаевская лошадь: спорт, генетика и государственный подход (20 марта 2008).
  40. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - МСХА ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА.
  41. Конный мир №6 за 2003 г. Ах, юбилей, юбилей (25.7.2005).
  42. Чемпионат ЦФО по конным пробегам, 20-22 мая 2011.

Литература[править | править вики-текст]

  • Государственная племенная книга военных конных заводов. Ростов. 1935.
  • П. А. Ковтун, П. Драгилев. Лошадь карачаевской породы. Г.П.Р. «Коневодство», 1939, № 10-11, стр. 17.
  • Кожевников Е. В., Гуревич Д. Я. Отечественное коневодство: история, современность, проблемы. — М.: Агропромиздат, 1990. — 221 с.
  • Урусов К.-Г. М. Лучшие жеребцы карачаевской породы. — Черкесск. Карачаево-Черкесская типография, 1993. — 50 с.
  • Парфенов В. А. Лошади. — М.: Издательство «Народное творчество», 2002. 192 с.

Ссылки[править | править вики-текст]


Источник — «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Карачаевская_лошадь&oldid=66805526»