Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

Оглавление
Голоса детей
Встреча с миром логики
Календарное планирование учебного материала
Знакомство с курсом «Мир логики»
1. Игра на внимание «Путаница» (3-4 мин)
2. Упражнение «Что — зачем?» (5-7 мин)
3. Представление нового учебного предмета «Мир логики» (12-15 мин)
4. Контрольная работа (15 мин)
5. Подведение итогов урока
К анализу контрольной работы
УРОК 2
Выделение признаков
2. Обсуждение предыдущего урока (10-12 мин)
3. Беседа о сравнении (5-6 мин)
4. Игра «Передай предмет» (5 мин)
6. Домашнее задание (3 мин)
7. Задание на смекалку (3 мин)
8. Подведение итогов урока
УРОК 3
1. Игра на внимание «Повтори — отличись» (3-4 мин)
2. Беседа о различиях (5-6 мин)
4. Проверка домашнего задания (5-6 мин)
5. Упражнение «Чем отличаются?» (5 мин)
6. Домашнее задание (3 мин)
7. Игра-дискуссия «Чем отличается страус от человека?» (7 мин)
8. Упражнение «Что изменилось?» (5 мин)
9. Подведение итогов урока
УРОК 4
Сходство
1. Игра на внимание «Руки-ноги» (4 мин)
2. Проверка домашнего задания (4 мин)
3. Упражнение «Найди общее» (10 мин)
4. Домашнее задание (3-4 мин)
5. Работа в группах (12 мин)
6. Упражнение «Проверь себя» (7 мин)
7. Подведение итогов урока
Существенные признаки
1. Игра на внимание «Птица, рыба» (5 мин)
2. Беседа о существенных признаках (10 мин)
4. Проверка домашнего задания (5-6 мин)
6. Работа в группах (10 мин)
7. Подведение итогов урока
УРОК 6
Характерные признаки
1. Игра-театрализация «Изобрази дерево» (4 мин)
2. Беседа о характерных признаках (7-8 мин)
3. Работа в группах «Признаки для сравнения» (10 мин)
4. Проверка домашнего задания (5 мин)
5. Домашнее задание (3 мин)
6. Беседа о неизмеряемых признаках (6-7 мин)
7. Задача-шутка (3 мин)
8. Подведение итогов урока
УРОК 7
1. Игра на внимание «Буква, цифра» (4 мин)
2. Беседа об упорядочивании (3-4 мин)
3. Проверка домашнего задания (5 мин)
4. Упражнение на упорядочивание группы (7 мин)
5. Работа в группах (12-15 мин)
6. Домашнее задание (2-3 мин)
7. Упражнение «Кто больше?» (4-5 мин)
8. Задание на смекалку (4-5 мин)
9. Подведение итогов урока
УРОК 8
Правила сравнения
2. Упражнение на сравнение игр (5-6 мин)
3. Упражнение «Как нужно сравнивать?» (8-10 мин)
4. Работа в группах (10-12 мин)
5. Проверка домашнего задания (5-6 мин)
7. Подведение итогов урока
Урок 9
Значение сравнения
УРОК 12
Вопросы
1. Игра на внимание «Да» и «Нет» (3-4 мин)
2. Беседа о вопросах (5-6 мин)
3. Работа в группах (6-7 мин)
5. Беседа о правильных (корректных) и неправильных (некорректных) вопросах (5 мин)
6. Проверка домашнего задания (4-5 мин)
7. Игра «Да-нетка» (7-8 мин)
8. Подведение итогов урока
УРОК 16
Логические задачи
1. Игра на внимание «Карлики и великаны» (4 мин)
2. Сообщение о цели урока (2-3 мин)
3. Решение логических задач на упорядочивание (10 мин)
5. Использование алгоритма для решения задач на нахождение соответствия по признакам (5-6 мин)
6. Работа в группах (7-8 мин)
7. Подведение итогов второй четверти
УРОК 17
Причина и следствие
1. Игра на внимание «День, ночь» (4 мин)
2. Беседа о причине и следствии (6-7 мин)
3. Упражнение «Найди пару» (4-5 мин)
4. Работа в группах (8-10 мин)
5. Домашнее задание (3-4 мин)
6. Беседа «Как найти причину» (10-12 мин)
7. Подведение итогов урока
УРОК 18
2. Упражнение на составление причинно-следственных цепочек (5-7 мин)
3. Проверка домашнего задания (6-7 мин)
4. Работа в группах (10-12 мин)
5. Домашнее задание (3-4 мин)
6. Игра «Обмен причинами» (5-7 мин)
УРОК 19
1. Игра на внимание «Наоборот» (4 мин)
2. Упражнение на выделение противоположных признаков (6-7 мин)
4. Проверка домашнего задания (5-6 мин)
5. Работа в группах (8-10 мин)
6. Упражнение «Подбери антоним» (5 мин)
8. Подведение итогов урока
Литература

[Опубликовано на сайте 01.12.2003]
[Обновлено 25.01.2010]

Вы можете скопировать для себя этот материал в формате .rar

Для этого правой клавишей «мыши» вызовите контекстное меню и выбирете из списка «Сохранить объект как». Укажите путь, куда сохранить данный файл.

Скачать: Log_1.pdf (231 Kb)
Главная / Книги /
Мир логики

УРОК 5

Существенные признаки

1. Игра на внимание «Птица, рыба» (5 мин)

Правила игры
Дети цепочкой по очереди называют по одному слову: первый ученик — название птицы, второй — рыбы, третий — снова птицы и т. д. Игра может проходить на выбывание: ученик, повторивший ранее сказанное слово или перепутавший тему ответа, выбывает из игры.

В конце игры — обсуждение: по каким признакам можно отличить эти группы живых существ друг от друга. Часто дети называют отдельные внешние признаки (например, птицы — это те, кто летают; рыбы — плавают и т. п.). Учитель напоминает о нелетающих и водоплавающих птицах, летающих рыбах и т. д.

Можно вспомнить стихотворение Б. Заходера «Про страуса»:

      И петь не поет,
      И летать не летает,
      За что же народ
      Его птицей считает?

Таким образом учитель подводит детей к пониманию того, что выделение понятия должно происходить не по одному отдельному признаку, а по совокупности признаков, причем существенных (для птиц это наличие перьев, клюва, крыльев, рождение детенышей из яиц; для рыб: наличие жабр, чешуи, плавников и т. п.).

2. Беседа о существенных признаках (10 мин)

    — Каждый объект обладает существенными (важными) признаками и несущественными (неважными). Несущественные признаки могут изменяться, при этом объект остается тем же самым. Но если изменить существенные признаки, то это будет уже другой объект. Назовите существенные и несущественные признаки для птиц и для рыб.

    — …

Можно связать по смыслу слова «существенный» и «существовать»: при изменении существенных признаков данный объект перестает существовать, становится чем-то другим.

      Справка
      Существенный признак — такой, который необходимо принадлежит предмету при всех условиях, без которого данный предмет существовать не может и который выражает коренную природу предмета и тем самым отличает его от других родов и видов.

Возможны различные варианты работы над раскрытием понятия «существенный признак».

  • Учитель показывает различные варианты (виды) одного и того же объекта и предлагает ответить, что есть общего у них всех, позволяющее называть их одним словом. Например, мяч: футбольный, теннисный, резиновый и т. д.
  • Учитель заранее прячет какой-либо предмет (например, карандаш, кубик и т. д.) и предлагает детям, не видя этого предмета, что-нибудь о нем все же сказать.
  • Ответы анализируются с точки зрения обязательности названных признаков: например, цвет, длину карандаша, материал корпуса и т. д. нельзя назвать, не видя сам карандаш; но есть признаки, которые являются существенными для любого карандаша: наличие грифеля и корпуса, в котором он находится.
  • Кроме того, можно указать «границы», в которые вписываются признаки. Например, мы не знаем каких размеров данный карандаш, но он не может быть длиной несколько миллиметров или километров; мы не знаем, какого он цвета, но знаем, что он не может быть бесцветным, и т. д.
  • Учитель предлагает выделить различные признаки какого-то знакомого объекта (дерево, птица, дом, автомобиль, платье и др.), и мысленно менять их, наблюдая при изменении каких признаков меняется сам объект. Например, у лиственных деревьев может изменяться размер, толщина и цвет коры; величина, размер, форма, расположение листьев и т. д., но обязательным будет наличие листьев (если заменить их на иголки, это будут уже хвойные деревья). При обсуждении желательно использовать знания детей о различных вариантах данного объекта (деревья бывают высотой «от секвойи до карликовой березы», толщиной «до баобаба», кора может быть белой, серой, коричневой; ствол может быть гладким, шершавым, «волосатым» и др.
  • Учитель называет какой-либо неизвестный детям объект и предлагает подумать, что можно и чего нельзя сказать о нем, зная только о принадлежности этого объекта к определенному классу: «Можно ли что-нибудь сказать про баньян (или про шарпея, или про гамадриаду), если впервые слышишь это название, но знаешь подсказку, что дерево (собака, змея)?»

При анализе ответов учитель подчеркивает, что есть общие признаки всего класса, являющиеся существенными, а есть отличительные особенности каждого вида внутри данного класса: «Есть общие признаки для всех деревьев или для всех собак и т. д., которые называются существенными. Но есть и отличительные признаки, позволяющие различать разные породы деревьев, собак и др. Так как баньян — это дерево, то у него есть ствол, оно растет в земле, имеет листья и т. д. Но мы не можем сказать, каких оно размеров, какого цвета ствол и какой формы листья, какие у него семена и т. д.»

      Справка

      Шарпеи отличаются тем, что у щенков складчатая шкура
      (в 5 раз больше по объему, чем туловище) «на вырост», рассчитанная на взрослую собаку. Кроме того, у шарпеев язык ярко-синий или черный, а окрашены эти собаки бывают почти во все цвета радуги.

      Баньян еще называют дерево-роща, потому что у него много стволов: ветки молодого дерева кроме листьев выпускают еще и корни. Когда корень достанет до земли, он начинает толстеть и превращается в очередной ствол. У самого большого баньяна насчитали больше четырех тысяч стволов.

      Гамадриада, или королевская кобра, самая длинная на Земле ядовитая змея (некоторые экземпляры достигают пяти с половиной метров). Она впрыскивает примерно в 4 раза больше яда, чем обыкновенная кобра; такая доза смертельна даже для слона.

Запись в тетрадь

Признаки:

  • существенные,
  • несущественные.

3. Упражнение «Выделение существенных признаков» (5 мин)

Учитель показывает на доске таблицу: 3-4 понятия и набор признаков, среди которых нужно выбрать существенные (обязательные) для данного понятия.

Желательно, чтобы при ответе дети могли обосновать свое мнение, показав, что несущественные признаки могут изменяться или отсутствовать, а существенные присутствуют всегда.

Например

Понятие: озеро.

Набор признаков: круглое, замкнутое, имеет берега, по берегам растут камыши, водятся лягушки.

Вариант ответа: «Существенные признаки для озера — это «берега» и «замкнутое», потому что бывают озера не круглые, не обязательно там растет камыш, и живут лягушки».

Примеры понятий и признаков:

ПонятияПризнаки

Рисование

  • используются краски
  • нужен альбом
  • совершается художником
  • используется зрение

Город

  • есть здания
  • много людей
  • ездят автомобили
  • есть улицы
  • охраняется милиционерами

Спорт

  • вручают медали
  • соревнуются на стадионах
  • играют в футбол
  • проводят олимпиады
  • борются за победу

Сарай

  • деревянный
  • хранится сено
  • стоят лошади
  • есть крыша
  • находится во дворе

Математика

  • используются числа
  • решаются задачи
  • производятся вычисления
  • трудная
  • есть в расписании

Золото

  • желтого цвета
  • является украшением
  • драгоценный металл
  • им можно платить

Цветы

  • красивые
  • приятно пахнут
  • являются растениями
  • растут в саду

Термометр

  • является прибором
  • имеет стеклянный корпус
  • находится за окном
  • служит для измерения температуры

Вертолет

  • относится к воздушному транспорту
  • имеет кабину
  • перевозит пассажиров
  • имеет винт

Стихи

  • небольшого размера
  • придумываются поэтами
  • есть рифмы
  • описывают природу

4. Проверка домашнего задания (5-6 мин)

Можно провести в группах: все высказывают свои предложения, как отличить весну от осени, затем представители от каждой группы обобщают высказанные идеи. В конце вывод: несмотря на сходство, каждая пора года имеет свои существенные признаки.

5. Домашнее задание (3 мин)

    — В предыдущем домашнем задании нужно было представить, как прилетевшие на Землю инопланетяне отличили бы осень от весны. А есть ли какие-то существенные признаки самих инопланетян, по которым мы бы могли узнать: они живые существа или роботы, машины?

Домашнее задание: написать существенные признаки живого.

Рекомендуется заранее оговорить, что способы проверки, связанные с насилием или уничтожением объекта, считаются недопустимыми (объяснить почему).

6. Работа в группах (10 мин)

    — Самолет, лодка, велосипед — это все относится к транспорту. Но что у них есть общее, позволяющее их объединить в один класс? Это не материал, так как самолет из металла, а лодка из дерева; это и не среда, по которой они перемещаются; это и не количество пассажиров... А что есть у каждого, какими существенными признаками обладает понятие «транспорт»?

    — …

(общий признак: цель, назначение — они служат для перемещения людей и грузов).

Задание группам: найти общие признаки у нескольких объектов, принадлежащих к одному классу.

Примеры понятий:

  • насекомые: бабочка, муравей, жук;
  • посуда: сковородка, чашка, вилка;
  • фрукты: апельсин, банан, груша;
  • деревья: сосна, яблоня, баобаб;
  • оружие: сабля, пистолет, пушка;
  • млекопитающие: человек, белка, жираф;
  • инструменты: молоток, плоскогубцы, дрель;
  • обувь: сапоги, ботинки, тапочки.
      Справка

      Насекомые — маленькие членистоногие беспозвоночные животные.
      Посуда — хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов.
      Фрукт — сочный съедобный плод какого-то дерева.
      Деревья — многолетние растения с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону.
      Оружие — средство или приспособление, технически пригодное для нападения или защиты.
      Млекопитающие — позвоночные животные, вскармливающие своих детенышей молоком.
      Инструмент — ручное орудие для производства каких-либо работ.
      Обувь — изделие из кожи или других материалов, обычно с твердой подошвой, носимое на ногах.

При проверке группы не только называют существенные признаки «своего» класса, но и доказывают наличие этих признаков на примере 2-3 других понятий, также принадлежащих к этому классу.

7. Подведение итогов урока

УРОК 4 УРОК 6 Следующая глава

Источник: http://www.trizway.com/art/book/80_7.html